27.09.2010 | 11:32

Год назад ушел из жизни Иван Дыховичный

Год назад ушел из жизни Иван Дыховичный. Актер, сценарист и кинорежиссер, снявший такие известные фильмы, как «Прорва», «Копейка», «Музыка для декабря», «Черный монах». Про него часто говорили - «независимый», а сам он любил повторять – «если больно, значит жив». Рассказывают «Новости культуры».

 

С трубкой и всегда без галстука, про него, конечно, говорили – стиляга, а он, словно из романов Ремарка, любил машины, самые быстрые, гоночные. Феррари владел еще в советские годы, в двухтысячных, уже в новой стране, вдруг снял фильм о непотопляемой, несмотря ни на что, будто вечной, Копейке, у Дыховичного здесь даже рок-музыканты вдруг запели эстраду.

«У него был какой-то свой взгляд, и ни что не могло его сбить с его точки зрения, и с его мироощущения», - уверен музыкант Сергей Шнуров.

На экране появился в фильме Александра Митты – «Москва, любовь моя». На сцене – в спектаклях Таганки, про его Коровьева в «Мастере и Маргарите» писали – «ртуть в ногах и бес в глазах». Друг Высоцкого, не просто близкий, сам поэт скажет – «Духовичный – закадычный». Таганке Иван Дыховичный отдал десять лет, в восьмидесятых вдруг решился уйти на другую сторону кадра. Его еще учебную короткометражку «Элья Исаакович и Маргарита Прокофьевна» до сих вспоминает Сергей Соловьев.

«Превосходная по гриму, у меня до сих пор в ушах звучит, как сделана фонограмма, как играет пластинка, которая все время зацикливалась, и продолжает играть, поразительные актеры, костюмы и поразительное ощущение трагизма белого света», - рассказывает народный артист России Сергей Соловьев.

С Соловьевым Дыховичный написал сценарий «Черного монаха». Первый полнометражный, взял приз в Венеции был показан в семнадцати странах, до отечественного проката так и не дошел. Но те, кто увидел, уже с первого кадра, кажется, поняли – в кино ворвалось имя, не просто новое, когда выйдет «Прорва», его назовут - культовым.

Писатель, ищущий синоним слова «прорва», адвокат, влюбленный в убийцу, бывшая аристократка из семьи расстрелянных, ныне жена, возможно, того, кто тоже расстреливал, ее играет Уте Лемпер, немецкая певица - словно символ красоты. Что с этой красотой могут сделать режим и власть, многое, и не лучшее, но даже они, кажется, не в силах выполнить одно - жеребца для маршала приручить. Красивый и страшный здесь в декорациях сталинизм, на экране, потом скажут, такого еще было. Но для Дыховичного «Прорва» - это и посвящение памяти отца, драматурга и поэта, пострадавшего от режима.

«Помимо такой правды вдруг открывшейся жизни еще очень поразил эстетический уровень этого фильма, как он был придуман, как он был снят», - вспоминает режиссер Николай Хомерики.

Он как-то и сам подсчитал – снимает раз в три-четыре года. Каждый фильм – словно поворот на 180 градусов, так один на другой не похожий. «Музыка для декабря», «Вдох-выдох», и последний – «Европа-Азия». Снял не много, и видели их мало – Дыховичного называли режиссером не массовым, не коммерческим, независимым, знали – он всегда делал только то, что хотел, говорил, что думал. В последнее время – так же открыто о болезни, с которой не просто боролся – научился с ней жить и работать.

Все материалы об Иване Дыховичном>>>