27.09.2010 | 12:52

Президент Медведев встретился с театральными деятелями страны

Президент России Дмитрий Медведев встретился в подмосковных Горках с ведущими театральными деятелями страны. Встреча носила деловой характер и длилась около трех часов. Круг вопросов, поставленных с обеих сторон, был невероятно широк. Обсуждались реальные проблемы театрального сообщества и задачи ближайшей перспективы. В результате намечены пути решения самых наболевших вопросов отечественного театра. Рассказывают «Новости культуры».

«Я, прежде всего, хотел вас послушать, так что не буду произносить вступительных слов. Вы сами и есть наша театральная школа, квинтэссенция нашего театра», – начал президент. 

Если выделить магистральное направление диалога деятелей театра с Дмитрием Медведевым, то противоположные точки зрения высказали представители двух поколений театральной режиссуры.

«Театр – изначально убыточное предприятие, с этим нужно смириться. Государство должно понять, что оно должно требовать не дохода, а оформления души», – убежден руководитель Малого драматического театра – Театра Европы Лев Додин.

«Я считаю неправильным такую позицию, когда у театров есть только один вопрос – дайте денег. Конечно, дайте денег, но театры не являются дотационной системой», – говорит режиссер Кирилл Серебренников.

Объясняя свою позицию, Серебренников отметил, что крупнейшие театры страны – такие, как Большой, Мариинский, Художественный, Александринский, – сами по себе являются брендами и могут служить мотивацией для инвестиционных программ в городской бюджет. Олег Табаков уверен, что театр вполне в состоянии зарабатывать сам и выделять средства на социальные нужды из собственного бюджета. С возражением выступили представители провинциальных театров, а также новый руководитель Московского театра имени Пушкина Евгений Писарев.

«Я не могу дать денежные пособия на детей, у меня их нет – нет гранта», – поясняет свою позицию Евгений Писарев.

Министр культуры Александр Авдеев предложил пересмотреть систему предоставления грантов и каждый раз находить новых соискателей. Президент не считает гранты краеугольным камнем в решении проблем театрального финансирования.

«Я считаю, что грантовое направление правильное. Другое дело, что они не решают всех вопросов театра», – подчеркивает президент.

Один из основных вопросов – бессрочные контракты. Так, Валерий Фокин назвал главной проблемой именно наличие балласта в труппе, когда руководитель не может принять на работу новых актеров, потому, что не может уволить тех, кто находится в штате. Президент России предложить выбрать определенную дату общего пересмотра трудовых отношений в театральных коллективах, после которой практика бессрочных контрактов сменится заключением трудовых договоров на срок от трех до пяти лет. Однако при этом с особым вниманием следует отнестись к социальной поддержке старшего поколения.

«Минкульт оказывает адресную поддержку народным артистам СССР старше 70 лет. Это 123 чел, но понятно, что не все выдающие личности попали в этот список», – говорит президент.

Другая сторона проблемы – возможность формирования нового поколения в театре.

«Если мы не найдем способа поддерживать молодых, то скамейка запасных будет пуста», – заверяет художественный руководитель Государственного Театра Наций Евгений Миронов.

Решить проблему образования – в частности, создать профильные учебные заведения по театральным специальностям, организовать стажировки за рубежом, обеспечить качественное техническое оснащение театральных ВУЗов – все эти обращения президент России поручил рассмотреть органам исполнительной власти. Необходимо обратить внимание и на законодательство в сфере культуры. Закон о статусе учреждений культуры, по словам президента, требует корректировки и должен соответствовать специфике развития театрального дела.

Встреча президента России с деятелями театра в подмосковных Горках выявила тот факт, что проблемы театрального сообщества находятся в тесной связи с проблемами развития в других отраслях. Так, целый круг вопросов связан с реформой образования. Острым и болезненным остается вопрос пересмотра трудовых отношений в театре. Отдельная проблема – редуцирование театральных изданий может привести к кризисным последствиям. Власти призывают деятелей театра генерировать новый идеи, поскольку только тогда отечественный театр сможет по-прежнему играть важную роль в духовном развитии общества.