27.09.2010 | 13:34

Жан-Клод Казадезюс: "Угодить российской публике не так просто"

Нести музыку повсюду, где ее могут принять. Это девиз Национального оркестра города Лилль, который выступил в субботу в столичном Зале Чайковского. Оркестр, которым руководит один из самых авторитетных современных дирижеров Жан-Клод Казадезюс, уже выступил в Петербурге. В воскресенье его ждали в Нижнем Новгороде, впереди гастроли в Тюмени и Екатеринбурге. Тур проходит в рамках Года Франции в России. Впрочем, укреплять культурные связи между двумя странами Жан-Клод Казадезюс начал еще в 1985 году, когда впервые приехал с гастролями в Советский Союз. С тех пор за ним закрепилась слава покорителя советских и российских оркестров. Рассказывают «Новости культуры».

Жан-Клод Казадезюс, если уж заявляет о себе, то делает это громко. В 1971 году в Лилле он создал оркестр и этим осчастливил город, который теперь приобрел славу одного из центров современной европейской музыки. За одну из записей оркестр получил престижную национальную премию «Шок года».

«Это мое детище, я был с оркестрантами с самого начала. Мы побывали с концертами на четырех континентах. Это почти моя семья», – заверяет маэстро.

Правда, порой Жан-Клод Казадезюс уходит из этой «семьи» на все четыре стороны. Париж, Брюссель, Женева, Барселона и Россия. Совсем недавно он работал с Екатеринбургским оркестром, который имеет славу одного из самых лучших, но и самых капризных российских коллективов. Он может заставить стушеваться даже именитых маэстро. Но в случае с французским дирижером, как говорят, расстались друзьями. Особые отношения связывали Казадезюса и Евгения Светланова. Поэтому, когда в Люксембурге и Монпелье проходил Международный конкурс дирижеров имени Светланова, дважды, наряду с Владимиром Ашкенази, в состав жюри приглашался и Жан-Клод Казадезюс, чтобы оценить перспективы молодых.

На этот раз оценивали самого маэстро. Он привез программу из произведений, написанных или впервые исполненных в Париже. Непризнанную французами сюиту Жоржа Бизе из «Арлезианки», имевшую оглушительный успех своими смелыми гармониями «Жар-птицу» Стравинского, учебную работу Гектора Берлиоза – кантату «Смерть Клеопатры», а также сюиту из балета Мануэля де Фальи «Любовь-волшебница». В начале ХХ века премьера этой сюиты, сочиненной молодым испанским композитором на волне увлечения русскими балетами, закончилась провалом. Музыку сочли не слишком испанской. Казадезюс с этим не согласен, и на концерте дирижирует в темпераментной испанской манере.

«Мне очень хочется, чтобы эта музыка понравилась русской публике. Я уже успел изучить ее вкусы и знаю, что угодить ей не так просто. Ведь здесь вы знаете очень много хорошей музыки. Но мне кажется, что главное – это донести эмоцию. Тогда и музыка станет понятной и любимой», – убежден Казадезюс.

Любопытно, что в свое время 75-летний маэстро закончил Парижскую консерваторию как ударник. Он и сейчас продолжает продвигаться по жизни ударными темпами. В воскресенье маэстро с оркестром выступил в Нижнем Новгороде, а дальше отправится в Тюмень и уже покоренный им Екатеринбург.