28.09.2010 | 11:41

Театральная галактика по имени Георгий Товстоногов

95 лет исполнилось сегодня со дня рождения великого театрального мастера Георгия Александровича Товстоногова. Стиль его руководства называли «просвещенной монархией» и «добровольной диктатурой». Не секрет, что Товстоногова боялись, но в то же время очень любили. Ему удалось создать одну из самых блистательных трупп в мире, а его эпоху в Большом драматическом театре считали «золотой». Впрочем, она продолжается и по сей день на сцене БДТ и в работах его знаменитых учеников. Рассказывают «Новости культуры».

Ученики Товстоногова все время пытаются изменить школе мастера, ее определенности и разумности, но не удается. Они по-прежнему остаются обладателями «товстоноговского скелета», как говорит Кама Гинкас. Сегодня он и Генриетта Яновская вспоминают, как Товстоногов репетировал «Трех сестер». Им одним из немногих посчастливилось это увидеть.

«Вот это была школа! Он задавал вопросы артистам по взаимоотношениям, по обстоятельствам, по поступкам. И ты понимал, насколько примитивно, не по-чеховски ты мыслишь. Насколько оригинален Чехов, насколько он авангарден. А Товстоногов знал это и пытался открыть», – вспоминает Кама Гинкас.

До сих пор ученики Товстоногова – ныне известные режиссеры – поражаются тому, как он мог оживлять своих персонажей. Передать такое знание невозможно. Товстоноговская школа – это на уровне подсознания.

«Он говорил одну фразу: "Артистам нельзя показывать". Ровно через полторы минуты он надевает кепочку, приклеивает папироску к губе, выходит, показывает. И мы просто лежим от того, как он показал. Нет здесь одного закона. Он демонстрирует полное владение законами и постоянное их нарушение», – говорит Генриетта Яновская.

О его знаменитых постановках – «Оптимистической трагедии» и «Мещанах», «Идиоте» и «Варварах» – до сих пор вспоминают, как о чем-то совершенном. Возможно, потому, что все и всегда выкладывались по полной. Создатель уникальной труппы БДТ и максималист в профессии, Товстоногов требовал того же и от коллег. 

«Задачи, которые он ставил, были очень трудные, но они были интересные. Некоторые можно было решить только с испугу», – замечает главный художник БДТ Эдуард Кочергин.

«Дачники, как рыбки в аквариуме, у них нет никакого заземления», – пишет Горький. Кочергин по просьбе Товстоногова имитирует на сцене пространство аквариума.

«Я сделал декорации, где мы лишили актера тени. Представляете, на пандусном станке человек без тени», – рассказывает главный художник БДТ.

С актерами режиссер был строг, но справедлив. Никогда не повышал голоса на любимчиков – Лаврова и Копеляна. С остальными мог быть резок.

«Я подошел к нему и говорю: "А можно я монолог Чацкого выучу?". Он говорит: "Посмотри на себя в зеркало". Ну, я и пошел смотреть в зеркало. Он не понял, о чем я. Через три минуты он меня вызывает: "Жора, выучите монолог Чацкого". Я поражался, как он это сделал. Лучшая моя роль за пятьдесят лет в театре», – замечает народный артист России Георгий Штиль.

Его можно было увидеть или в кабинете БДТ, или в зале на репетиции. Всегда курящего и всегда работающего. Он жил в театре, и жил театром ровно тридцать лет и три года.

К 95-летию со дня рождения Георгия Товстоногова телеканал «Культура» покажет документальный фильм «Жить, думать, чувствовать, любить…». Смотрите ленту сегодня в 20:30

Все материалы по теме>>>