28.09.2010 | 16:16

Ярополку Лапшину - 90

Мастер отечественного кинематографа Ярополк Лапшин сегодня отмечает большой юбилей - 90-летие. В детстве, он и сам признавался, его интересовали шахматы, кино любил как и все – не больше и не меньше, но ВГИК, куда попал случайно, закончил с отличием, а Свердловскую киностудию, где оказался после войны, по распределению, прославил своими картинами, историческими и масштабными, фильмами об Урале и Сибири. Ярополк Лапшин снял знаменитые ленты «Угрюм-река», «Приваловские миллионы», «Демидовы». Рассказывают «Новости культуры».

 

На этот важный для советского человека вопрос – что же такое Родина - Лапшин долго сам себе ответить не мог. Родился на Украине, в школу ходил во Владивостоке, в 1937, когда отца и мать арестовали, из города был фактически изгнан.

Свердловской киностудии он отдал больше 60 лет, на ней были сделаны самые известные его фильмы. За многие приходилось бороться. Когда вдруг задумал «Демидовых», киноначальники, конечно, не понимали, как на советском экране героями могут быть купцы и промышленники. Сподвижник Петра Первого, Никита Демидов и его сын Акинфий, построили 17 железных и медеплавильных заводов завод, благодаря им  во всем мире знали клеймо с соболем на уральском железе. Факт за фактом, Лапшин собирал биографию отца и сына Демидовых, сценаристом картины был Эдуард Володарский.

Лапшин доказывал – фильм «Демидовы» хоть о промышленнике, но не о силе капитала, а о мощи страны. В год разгрома под Нарвой в русской армии было 254 пушки, в год смерти Петра у артиллерии уже 16 тысяч орудий. Убеждал, здесь пушки, действительно, должны быть настоящие, ружья должны не висеть, стрелять. В другом его фильме, «Перед рассветом», давшемся тоже нелегко, стрелять учился Евгений Миронов, это была первая большая роль артиста в кино.

Как вспоминает народный артист России Евгений Миронов, «это был большой опыт, потому что это была большая картина...там все было по-настоящему».

За сценарий ленты «Перед рассветом» не брался никто, ведь один из героев, страшно представить, политзаключенный. Лапшин - снял, но фильм не показывали 15 лет - во времена перестройки не нравились уже другие герои, из коммунистов.

Лапшин работал с актерами на износ, сегодня многим памятны бесконечные репетиции и высокая требовательность режиссера, но именно это позволяло ему добиваться выдающихся результатов.

Народная артистка СССР Людмила Чурсина,  рассказывает, что  Лапшин «мог сделать очень жесткое замечание, если видел, что актер совершенно не готов или выпадает из роли, и мог, наоборот, сказать какое-то удивительно петушиное слово, которое моментально ставило все на места, на рельсы, и ты катился».

Ленту «Угрюм-река» во Франции назвали самым страстным русским фильмом. Потом будут «Приваловские миллионы», «Дым отечества» и один из лучших – «Продлись, продлись очарованье...». Лапшин, конечно, не скажет, какой ему дороже, признается – везде хороши были актеры, он так точно каждого подбирал на роль, что критика скажет: «Ярополк Лапшин – актерский режиссер».