28.09.2010 | 19:33

Дискуссии о строительстве депозитария музеев Московского Кремля

Строительство депозитария музеев Московского Кремля сегодня в центре внимания. В столице практически одновременно прошли сразу две пресс-конференции. На одной объяснялась необходимость строительства депозитария, на другой - невозможность его возведения у стен Кремля. С одной стороны, музей, имеющий громадную коллекцию шедевров, безусловно, нуждается в дополнительных площадях. С другой - появление его в самом центре столицы разрушает саму историю города. Рассказывают «Новости культуры».

Пересечение Манежной улицы и Боровицкой площади – это место под депозитарий Музеев Московского Кремля было выделено согласно Указу президента России еще в 1991 году. После того, как музеи на территории Кремля выехали из храмов – необходимость в дополнительных площадях стала очень острой. Главный вопрос: как должен выглядеть депозитарий в охранной зоне Кремля – был самым актуальным.

«Закон не дает возможности определять архитектуру компенсационной застройки. Закон разрешает возводить на этом месте, но не дает никаких рекомендаций. Нет и методических разработок, касающихся строительства в исторической среде», - объясняет заместитель директора Музеев Московского Кремля Андрей Баталов.

О том, что должно строится в зоне исторической застройки, говорили в 70-80-х. Законы писались тогда же. Они остаются действительными и по сей день. Сегодня проект Владимира Колосницына, победивший в конкурсе, не нравится ни архитектурному сообществу, ни музейщикам. Но он законен. «Нельзя муляжи ставить рядом с шедевром. Муляж унижает подлинник, - уверен историк архитектуры, член Экспертно – консультативного совета при главном архитекторе Москвы Алексей Клименко. – Муляж, тем более сделанный руками очень плохого архитектора. Того, что сделал Военторг, дома для высоких чинов ФСБ. Это ужасно, за пределами архитектуры. Эти руки делают дворец рядом с Пашковым домом и Боровицкими воротами Кремля».

«Оно займет 24 метра в высоту, перекроет с многих мест обзор Пашкова дома. Самое главное, оно не вписывается в эту площадку, где находятся два шедевра российской архитектуры: Пашков дом Баженова и Московский Кремль», - отмечает координатор «Общественной коалиции в защиту Москвы» Роман Ткач.

Проект будущего комплекса еще в 90-х серьезно дорабатывали, изучали опыт музея «Метрополитен» и токийского национального музея, музейных хранилищ Германии, Австрии и Швеции, согласовывали проект с ЮНЕСКО.«И выставочных площадей у нас не хватает, и достаточно сложна работа музея с точки зрения пропускного режима. Кроме реставрационных мастерских, здесь будут выставочные залы, зона по приему посетителей», - рассказывает Елена Гагарина.

Елена Гагарина тоже не в восторге от архитектурного проекта, она бы предпочла легкую стеклянную конструкцию, практически незаметную на этом месте. Но доработанный проект все-таки лучше первоначального уродца. И теперь из двух зол выбирают меньшее.

«Сзади нас висит Генплан, где четко видно, что и лужайка остается, и дом Пашкова стараемся не закрывать. По высотности здание не перекрывает дом Пашкова, и по некоторым показателям оно будет даже ниже тех зданий, которые расположены по Моховой, если смотреть на них в сторону Кутафьей башни», - уверяет заместитель генерального директора Музеев Московского Кремля Игорь Сергеев.

Пока профессионалы спорят, москвичи недоумевают. Что стало со старой Москвой? Какие еще новоделы изменят знакомый с детства образ столицы?

На Боровицком холме уже начаты археологические работы. Само здание депозитария планируют построить к 2013 году. Говорят, строительство будет вестись быстро, чтобы не перекрывать правительственную трассу.