01.10.2010 | 12:37

Печать. 1 октября 2010

День учителя - «праздник со слезами на глазах». Что пришлось преодолеть создателям памятника Шукшину в Барнауле. И - Гоген, как создатель мифов. Вот некоторые темы сегодняшних газет. Подробности в рубрике «Печать» - у «Новостей культуры».
 

 

***

В преддверии Дня учителя в Год учителя член-корреспондент Российской академии образования Евгений Ямбург публикует на страницах «Московского комсомольца» предполагаемый сценарий этого праздника. Веселым он, конечно, не будет. Виной тому недавнее заявление министра Андрея Фурсенко о необходимости сокращения учительского корпуса на двести тысяч человек. «…Бухгалтерский, или, говоря современным языком, менеджерский подход к образованию набирает обороты. В целях оптимизации расходов уже идет повсеместное сокращение ставок психологов и дефектологов. И это в ситуации, когда, по данным РАН, в последние годы в России рождается до 80 процентов детей с нарушением развития… Старые учительские кадры - это те люди, что в девяностые, месяцами не получая зарплату, не объявляли забастовок. И вот Родина говорит им: «Спасибо, свободны»...»

****

«Известия» публикуют подлинную историю создания памятника Василию Шукшину в Барнауле. Художник-оформитель Николай Звонков загорелся этой идеей 2 октября 1974-го, в тот день, когда Шукшина не стало. Он через 10 лет лепил образ писателя из пластилина. Однако когда Звонков представил свой проект на комиссию, выставком эскиз отверг. Шукшина просто не узнали. Тем не менее, художник Сергей Боженко и скульптор Василий Рублев поддержали и доработали проект. Причем любые препоны разбивала фраза: «Ты Шукшина уважаешь?» Даже полторы тонны латуни нашлись буквально под ногами. Художник Сергей Боженко так описывает народную любовь: «…На шинном заводе была литейка, и там нередко по каким-то причинам - форма разойдется, свет выключат или еще что - расплавленный уже металл выливали просто в землю. Когда прошел слух, что на памятник нужен цветмет, рабочие показали нам эти «захоронения»…»

***

«Коммерсантъ-Weekend» пишет о «российско-австрийском культурном диалоге», который наладила галерея Stella Art. В Вену вывозили московских концептуалистов, теперь очередь за австрийцами: по культурному бартеру прислали идеолога венского акционизма Германа Нитча. В экспозиции - ретроспектива «Театра оргий и мистерий». Это фото- и видеодокументы акций, а также живопись, которая возникала в процессе. «…То, что сам автор называет «живописными акциями»: огромные холстины с потоками краски - чаще красной, цвета крови и виноградного вина, каковые к ней подчас подмешиваются. Религиозная, в сущности, живопись, с которой он и начинал, придав ей впоследствии третье и четвертое измерения - в форме акций…»

А в музее «Tate Modern» открылась выставка Поля Гогена – экспозиция такого размаха, какой не было полвека. Журналисты позволяют себе пафос: «На Лондон обрушился Поль Гоген». Обозреватель Кира Долинина на страницах «Коммерсантъ-Weekend» препарирует двусмысленное название выставки - «Гоген: создатель мифа». О чем тут идет речь - о художнике как создателе мифа о самом себе или о художественной мифологии Гогена? «…Гоген далеко не единственное имя в истории модернистского искусства, на котором романтический миф о художнике-бессребренике, ведомом исключительно сердцем, терпит крах. Но он был одним из первых, кто осознал ценность этой мифологии… Гоген-художник не убил в себе удачливого маклера. Только теперь он жаждал не столько денег, сколько славы…»