01.10.2010 | 13:03

В Соловецком Морском музее возрождают традиции мореплавания

В Соловецком Морском музее возрождают старинные традиции мореплавания. С 2003-го года здесь строят яхту, подобную той, на которой Петр Первый прибыл на архипелаг. Совсем скоро «Святой Петр» отправится в первое плавание. «Новости культуры» продолжают серию материалов «Соловки: остров особого назначения».

Катер «Святитель Илларион» привез очередных паломников. За штурвалом – капитан отец Симеон. Бывалых мореходов среди соловецких монахов хватает, а вот от новеньких катеров монастырь не откажется – старый флот уже не справляется. В ста метрах от Кремля – на верфи соловецкого музея – все наоборот по-старинке.

Бах или Гендель? Рабочий день начинается с совещания – под какую строить сегодня. «Музыка – это для того, чтобы доски лучше ложились», - объясняет руководитель работ Александр Лапенко. 13 метров в длину, четыре с половиной в ширину. Это не просто еще один экспонат соловецкого морского музея. Яхту «Святой Петр» готовят для реального плавания – этнографических экспедиций по северным морям. «Мы можем ходить на расстояние 200 миль от ближайшего порта укрытия, а по долготе плавания - на десять суток автономного плавания», - рассказывает руководитель верфи Товарищества северного мореходства Александр Лапенко.

Сколько шпаций должно быть между шпангоутами – на соловецкой верфи каждый ответит без запинки. Между тем, тут что ни плотник – или доктор исторических наук, или философ, или учитель этики. Уже восьмой год подряд они запирают на лето городские квартиры и приезжают на Соловки строить корабль. Александр – студент из Питера. Двуглавый орел для форштевня – носовой части корабля – его дипломная работа.

Ходить по морю «Святой Петр» будет, конечно, не по звездам и компасу, а по джи-пи-эс-навигатору. В машинном отделении – импортный итальянский мотор. На всякий пожарный, если не будет попутного ветра. «Расчетная скорость 8 узлов. Это 16 километров», - говорит Александр Лапенко. Триста лет назад с борта точно такой же яхты Петр впервые увидел Соловки.

Петр Первый был первым русским государем, который добрался до Соловков. На Соловецких островах Петр был дважды, и в первый приезд даже попал в небольшую бурю. Императорская яхта была слишком велика, а около кремля тогда еще не было благоустроенной гавани. Поэтому Петр пришвартовался на Заяцких островах – знаменитых соловецких Зайчиках.

По легенде, именно здесь, на Заяцких островах, в храме апостола Андрея Первозванного, Петр и освятил андреевский флаг военно-морского флота России. С Зайчиков Петр переправлялся к монастырю на обычной лодке. Для Петра тогда все было впервые – и море, и Соловки, и собственная яхта – первый русский боевой корабль. «А у монастыря - уже в середине XVII века, еще до рождения Петра, - объясняет руководитель соловецкого морского музея, - флотилия в несколько десятков судов».

«Мы часто говорим, что русский флот появился при Петре Первом. Это справедливо с добавлением одного слова: русский военный флот действительно основал Петр Первый. Но русский промысловый торговый транспортный флот здесь, на Белом море, возник за столетия до Петра», - поясняет научный руководитель соловецкого морского музея Алексей Лаушкин.

Карта великих русских географических открытий. Берингов пролив, освоение Арктики, Северного ледовитого океана. Еще задолго до петровской эпохи русские – передовые мореходы своего времени. О таких говорят – морская душа. Страсть к морю – особое чувство. 300 лет назад юноша-царь не сбежал, а именно вырвался из дворцового плена на просторы Белого моря. В 2012-м для «Святого Петра» снова прозвучит – «отдать швартовы».

Все материалы темы>>>