02.10.2010 | 15:34

Трагическая судьба Сергея Есенина: споры продолжаются

3 октября исполняется 115 лет со дня рождения Сергея Есенина. В местах, связанных с жизнью поэта – на малой родине в Константинове, в Рязани, столичном мемориальном музее, а также концертных залах и выставочных площадках по всей России, – уже начались праздничные торжества. Есенинская поэзия, давно перешагнувшая авторские рамки и вошедшая в «золотой культурный запас» страны, продолжает завоевывать все новые поколения молодых читателей. А трагическая судьба самого поэта вызывает все более ожесточенные споры в среде исследователей его биографии и творчества. Рассказывают «Новости культуры».

Убийство или самоубийство? Поклонники поэта уже несколько десятилетий разделены на два лагеря.

«Есенин – герой мифа, национальный русский поэт, значит он должен быть убит. И возникают эти многочисленные версии, которые выпускаются томами», – поясняет литературовед Олег Лекманов.

Новые факты, подтверждающие убийство, нашел Сергей Куняев в воспоминаниях Николая Клюева. Выясняется: не Эрлих, а Клюев последним из друзей поэта посещал злополучный номер «Англетера» между девятью и одиннадцатью вечера 28 декабря 1925 года и обнаружил там незнакомых людей.

«А на кровати вроде человек лежит одеялом с головой укрыт, храпит вроде. Я хотел глянуть, кто это, да они меня не допустили, взашей вытолкали. А наутро слышу: Сереженька повесился. Что это было? Храп или предсмертный хрип? Был ли Есенин в это время жив?» – цитирует Сергей Куняев.

Версию убийства поддерживает актер Сергей Безруков, который вот уже более тринадцати лет успешно играет роль Есенина и даже получил за нее Государственную премию, но все еще продолжает болезненно переживать изломы судьбы поэта.

«В Патриархате отписка очередная: "Вы можете поставить свечу, потому что иногда мы разрешаем по самоубийцам ставить свечу"», – замечает Безруков.

Все значимые факты жизни Есенина известны, утверждает автор нашумевшей биографии поэта Олег Лекманов. «Исследователи не знают, что делать с этими фактами. Вернее, они стоят перед Есениным на коленях, воспринимают его как некоторое божество и свою задачу видят в том, чтобы Есенина обелить, защитить, воспеть», – считает он. Лекманов интерпретирует факты и заверяет : Есенина не убивали.

«Есенин все в жизни воспринимал как средство для написания стихов. И в какое-то время он выбрал для этого алкоголь. Он отправился в Америку с Дункан в ожидании мировой славы, этого не случилось. И в Европе, и в Америке он начинает пить по-черному», – поясняет исследователь.

«Возьмем последний год его жизни – 1925-й. Несколько поэм и более семидесяти стихотворений. Как сочетать одно с другим? Что привнес Есенин в этот год своего земного бытия с тем человеческим обликом, который рисовали мемуаристы?» – задается вопросами Сергей Куняев.

В его книге, основанной на документах, можно обнаружить новую информацию об отношениях Есенина с Троцким, Сталиным и семьей Романовых. Лекманов – тоже на документальном материале – объясняет, как Есенин отвечал на запрос общества и создавал свой мифологический образ «златокудрого Леля в косоворотке».

«Известно, что Есенину и Клюеву шили в профессиональном ателье костюмы, Есенина и Клюева одевали. И дальше Есенин всю жизнь создавал образы выразительные и яркие», – отмечает Олег Лекманов.

Сначала был перехваченный у Маяковского образ хулигана, потом – облик Пушкина в плаще-крылатке.

«У Есенина все гротескно и неоднозначно. Еще при жизни его считали то крестьянским поэтом, то поэтом, олицетворяющим в своих стихах лилейные нотки любви к женщине», – поясняет Светлана Шетракова, директор Московского государственного музея Сергея Есенина.

Специалисты, работающие с творчеством Есенина, сегодня едины в одном: очень мало качественно разобранных текстов. Над ними еще будет биться не одно поколение есениноведов и выдвигать свои трактовки – согласно времени и обстоятельствам.

Читайте также:
Есенинские строки прозвучали у памятника поэту