04.10.2010 | 10:41

Всемирный день архитектуры

Сегодня зодчие планеты отмечают профессиональный праздник. С 1996 года по инициативе Международного союза архитекторов первый понедельник октября назван Всемирным днем архитектуры. Ежегодно он проходит в контексте определенной темы. Девиз этого года - «Лучше города – лучше жизнь». Проблема социальной ответственности архитектуры приобретает в наши дни особую остроту. Те, кто формирует облик городской среды, в конечном итоге определяют и образ нашей жизни. Каков он, архитектурный стиль современной Москвы? Правомерна ли в принципе такая постановка вопроса? Мнения экспертов собирали «Новости культуры».

Говорят, что архитектура – лицо города. Директор Музея архитектуры Ирина Коробьина предпочитает другую метафору, менее изысканную и более наглядную. «Москва – это такое лоскутное одеяло, - говорит она. - Древний Кремль с Дворцом советов, который был построен при Хрущеве. Библиотека Ленина. Наш Музей архитектуры – это усадьба Талызина. Перестроенный Военторг. Эта среда очень разнообразная, и в ней переплетены и время, и культура, и разные концепции».

Только в ХХ веке этих концепций, порой кардинально противоположных, было несколько. «В 20-е годы были совершенно сумасшедшие идеи авангардных архитекторов, - рассказывает Ирина Коробьина. - Идея знаменитого французского архитектора Ле Корбюзье была в том, чтобы снести всю Москву, оставив Кремль и то, что вокруг, как музей под открытым небом. И на месте этой нашей неправильной Москвы, большой деревни, построить правильный город с регулярной сеткой улиц». «В 30-е годы, - продолжает директор Музея архитектуры, - концепция кардинально поменялась. Это была репрезентативная сталинская архитектура, которая изображала благополучие. В хрущевское время была идея о социалистическом строе, где все получали поровну. Это типовая застройка».

В наше время какой-то определенной архитектурной концепции нет, есть новые архитектурные решения. Здания – одно выше и причудливее другого – вырастают в столице, как грибы после дождя. Президент Союза архитекторов России Андрей Боков говорит: «Городу необходимы ориентиры, необходимы сигналы, которые не только позволяют ориентироваться в городском пространстве, но и создают запоминающуюся картину города, запоминающийся силуэт».

«Веселый дом» на Новочеремушкинской улице, «Теремок» в Первом Хвостовом переулке, «Дом-утюг» у Киевского вокзала – фантазиям архитекторов нет предела. Помимо осуществленных проектов, есть и те, которые пока остаются на бумаге. Мост, спроектированный Юрием Аввакумовым, мог бы появиться в районе Украинского бульвара, но пока есть только его макет в мастерской художника. По чертежу мост как будто разводной. Две его части сходятся в центре, их соединяет одна единственная ступенька. Такое необычное строение объясняется довольно просто: мост был задуман архитектором специально для свадебных церемоний.

«С одной стороны подъезжает невеста и все, кто со стороны невесты. С другой стороны – жених. Движутся навстречу и на этой единственной стороне встречаются», - говорит архитектор Авакумов. «Тут все видно, - демонстрируя макет, рассказывает он. - Вот эти самые ступеньки. Та, где переход с одной части моста на другую».

Это Москва, которая могла бы быть. Москва, которая есть, другая. На площади Тверской заставы идет стройка, которую уже окрестили бесконечной. Правда, что-то все-таки построили - бизнес-центр «Белая площадь» рядом с храмом Николы Чудотворца. Одни, говорят, что это сочетание несочетаемого, другие называют удачным архитектурным решением. «Здесь церковь реально поднялась, стала больше, на нее сфокусировано наше внимание, - говорит архитектурный критик Николай Малинин. - Она стала центром площади, хотя никогда им не была. Она заработала благодаря этим новым зданиями».

Но часто бывает, что тандем старого и нового не складывается, и чтобы что-то построить, нужно что-то разрушить. Народная артистка РСФСР Светлана Немоляева – коренная москвичка. Она помнит и любит старую Москву. Боится, что скоро от нее мало что останется. «У меня обливается просто сердце кровью, - сетует актриса. - Я видела несколько лет назад, как в Брюсовом переулке стоял дом. Парадная была сделана дивными кариатидами. Вообще был очаровательный московский особняк. Я шла и вдруг вижу, что стоит огромный бульдозер и эта безжалостная машина бьет это. Я даже подошла к ребятам и говорю: "Неужели вам-то не жалко?"».

Можно ли строить новую Москву, не разрушая старую? Всемирный день архитектуры – хороший повод задуматься об этом.

Все материалы по теме о защите памятников архитектуры>>>