05.10.2010 | 10:11

Находка подводных археологов

Так называемое Выборгское морское сражение между Россией и Швецией, состоявшееся в июне 1790-го года в Финском заливе, считается одним из крупнейших в морской истории. Сокрушительный разгром шведского флота, потерявшего более пятидесяти судов, приблизил подписание мирного договора, укрепившего позиции России на Балтике. Этой осенью исследования на месте исторической баталии начали подводные археологи и неожиданно обнаружили среди затонувших шведских кораблей – старинное русское парусное судно – струг. Подробности у «Новостей культуры».

Константин Шопотов 20 лет занимается подводной археологией. Но для нового исследования признается, пришлось обновить читательский билет в российскую национальную библиотеку. О шведских линейных кораблях XVIII века Шопотов знает почти все, а вот новгородские струги - тема новая. Именно такое судно он со своей командой обнаружил в бухте Дальняя Финского залива. В этих водах - редкая находка.

«Это мощный киль, мощный кильсон, мощный шпангоут и мощная обшивка - внутренняя и наружная, до 5-7 см. Это старинное искусство наших ладожских судостроителей», - говорит начальник экспедиции подводно-археологического общества «Память Балтики» Константин Шопотов.

Струг - русское парусно-гребное судно, служило для перевозки людей и грузов. Затонувший корабль - торговый, так предполагают археологи. На сохранившемся остове 35-метровой лодки - множество гранитных глыб. И как раз недалеко от места затопления была каменоломня. Оттуда ли груз, покажет экспертиза. Образцы гранита уже взяты.

Первые съемки затонувшего новгородского струга. Гибель судна по предварительным данным произошла в XVIII веке. Команда аквалангистов опустилась к кораблю две недели назад. Подводные археологи считают удачей, что судно покоится на глубине всего 5 метров. Это значит, видимость не нулевая, и работать будет проще.

При погружении отчетливо видны киль и шпангоуты. Константин Шопотов объясняет, что судно сейчас похоже на скелет рыбы.

Вот аквалангист делает замеры и записи. Он каждый шпангоут записывает: толщину, ширину, высоту.

Исследования только начались. Первый осмотр показал - струг в приличном состоянии. По опыту работы с подводными находками археолог дает своей команде на детальное изучение струга как минимум два года. И это не только работа на глубине, но и в архивах, музеях, научных лабораториях. Идеальный вариант завершенного исследования - узнать судьбу конкретно этого корабля. Когда он был построен, куда шел с грузом, дата его гибели. А для этого нужно как можно более тщательно осмотреть место затопления. И поэтому следующее погружение в бухте Дальней уже через несколько дней.