05.10.2010 | 11:20

Остановить конвейер "новодела"

Тема спасения архитектурного облика Москвы в последние дни «возглавила» новостные рейтинги. Напомним, решением министерства культуры приостановлено строительство депозитария для музеев Московского Кремля на Боровицкой площади. Перспективы проекта обсудят в самое ближайшее время – на заседании Общественного градостроительного совета Москвы. Горячие споры ведутся и о будущем другого известного объекта – памятника Петру Первому работы Зураба Церетели. Меж тем, безотлагательного вмешательства требует судьба многих памятников, находящихся под угрозой «реконструкции по-московски». Рассказывают  «Новости культуры».

На «Детском мире» - новая строительная сетка. Теперь сквозь имитацию окон виден Английский парламент. Что происходит внутри здания – не знает никто. Проект реконструкции памятника архитектуры нигде не опубликован. Новый инвестор только сообщил о том, что работы начинаются 1 октября. А значит, пока есть шанс спасти уникальные интерьеры архитектора Душкина. В свое время их не сделали предметом охраны, а значит, они могут быть уничтожены.

По словам Натальи Самовер, координатора общественного движения «Архнадзор», без преувеличения все профессиональное сообщество считает, что интерьеры должны быть сохранены. Сейчас самое время отыграть ситуацию назад, вернуться к рассмотрению ценности интерьеров «Детского Мира» и тогда делать проект.

Для театра «Геликон-опера» продолжают перестраивать усадьбу Шаховских, вчерашний памятник архитектуры даже не регионального, а федерального значения. Правда, в начале проекта вдруг выяснилось, что это - ошибка в реестре и прекрасно сохранившиеся строения XVIII века, усадебный двор в псевдорусском стиле, творение учителя Шехтеля – Константин Терского - не памятники вовсе.

Координатор общественного движения «Архнадзор» Рустам Рахматуллин говорит о том, что до сих пор «еще не построено то, ради чего все это затевалось. Не построена большая сцена. Это означает, что можно вернуть ситуацию в режим реставрации. Заказчик должен отреставрировать разрушенное. А заказчик здесь – не театр, а правительство Москвы».

Вообще ответственность должна стать главным буфером на пути появления и реализации вандальных проектов. Алексей Клименко, член президиума Экспертно-консультативного общественного совета (ЭКОС) при главном архитекторе Москвы говорит о том, что нужно, чтобы строительной деятельностью занялись правоохранительные органы. Необходимо понять, каким образом становится возможным получение того или иного разрешения.

Хитровская площадь – еще один тревожный адрес. Вернее, такого официального адреса в Москве нет с 1930-х годов. Тогда город лишили площади, построив на ней техникум, теперь же, после его сноса, опять хотят строить офисный центр. Двенадцать тысяч собранных подписей «против» – не спасают. Сейчас пытаются уговорить инвестора хотя бы не строить восемь этажей.

Все описанные проекты не остановить, пока не будут отменены соответствующие постановления правительства Москвы. Более того, в ближайшее время могут возобновиться и другие – замороженные было из-за поднятой шумихи – проекты. Ведь никто не отменял проекты застройки Кадашей, Садовнической набережной, начала Остоженки.

Все новости по теме >>