06.10.2010 | 10:59

Виктор Павлов: цель творчества – самоотдача

Оставаясь серьезным, он заставлял хохотать зрителей до слез. И даже в эпизодах он умел создавать яркий запоминающийся образ. Его взгляд, улыбку и жесты зритель узнавал за самым тщательным гримом. Сегодня народному артисту Виктору Павлову исполнилось бы 70. На счету актера более 100 фильмов различных жанров, поставленных видными режиссерами советского и российского кино, в том числе такие ленты, как «Операция Ы» Леонида Гайдая, «Здравствуй и прощай» Виталия Мельникова, «Емельян Пугачев» Алексея Салтыкова, «Место встречи изменить нельзя» Станислава Говорухина. Павлов также известен как большой любитель птиц. Рассказывают «Новости культуры».


Он разводил голубей. Под крышей Малого даже держал свою голубятню, говорил: «..мои голуби — это души великих артистов». И сам был свободен как птица. Переходил из театра в театр. «Современник», «Маяковка», «Малый», «Театр Ермоловой» и снова «Малый». Он не умел подчиняться. И любил импровизировать. Мог молчать, забыть текст, просвистеть роль - ему все прощали. Потому что обаятельный и очень смешной - Виктор Павлов был и на сцене, и в кино, и в жизни.

Художественный руководитель Малого театра Юрий Соломин говорит о том, что отличительной особенностью Виктора Павлова была полная отдача своему делу. Он вспоминает роль артиста в фильме «Операция «Ы» Леонида Гайдая: «Виктору Павлову достаточно появиться в фильме с этой перевязанной щекой. Этим абитуриентом. И все! У него особенно и не было больших ролей. Вот он на таких небольших ролях и сделал себе имя».

Это была его первая большая роль. Но комедийный жанр не стал основным: ему одинаково покорялись мелодрамы, классические трагедии и фильмы о войне. Он был равно убедителен, играя и добряков и злодеев.

Отрицательные роли особенно запоминались. Однажды после выхода фильма «Адъютант его превосходительства», где он сыграл бандита Мирона – в магазине Павлова оскорбили. Он долго не мог этого забыть. И очень переживал. Друзья говорили - «значит - хорошо сыграл».

Карьера актера началась еще в школе. Он обмазался гуталином и сыграл африканскую женщину. Тогда Павлов услышал первые аплодисменты – и больше не смог без них жить. Поступал в Щукинское, собирался в цирковое, и даже был принят в школу-студию МХАТ… Но учился в Щепкинском, вместе с Олегом Далем, Виталием Соломиным, Михаилом Кононовым. Сергей Никоненко тогда был с ними, но не поступил. Помнит, как поддерживал его Павлов, умел развеселить, как никто другой: «Это было настолько ярко, настолько смешно. Он рассказывал, как ловил ставриду на черном море, которую мы потом с ним поедали. То он озвучивал шум прибоя, где вы услышите каждый камушек, который катится по прибою. Услышите крик чаек. Это он все озвучивал».

Для Виктора Павлова никогда не существовало маленьких ролей. На его эпизодах учились студенты театральных школ. Около полутора сотен кинообразов - и каждый запоминался - сделали Павлова рекордсменом. Он не мог остановиться, даже когда заболел. Рвался на очередную съемку... В одном из интервью актер как-то сказал: «Уверен, умирая, человек не исчезает. Его душа переселяется в голубя». Есть легенда, что после смерти Виктора Павлова под крышей Малого театра появился еще один голубь.