06.10.2010 | 15:15

Зинаида Серебрякова в Доме Нащокина

6 октября в галерее «Дом Нащокина» открывается для посетителей выставка Зинаиды Серебряковой, одной из одна из первых русских женщин, вошедших в мировую историю живописи. Экспозиция, проходящая в рамках Года Россия-Франция , приурочена к 125-летию художницы.

В этом проекте участвуют около пятнадцати музеев России и Украины, в том числе Государственный Русский музей, Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина, Музей-заповедник «Петергоф», Киевский музей русского искусства, Харьковский художественный музей и многие другие.

На выставке представлены живопись, акварель, карандашные рисунки, семейные фотографии, письма. Уникальность экспозиции в том, что наряду с известными произведениями посетители увидят немало работ, в том числе из украинских музеев, ранее не выставлявшихся в России.

Живописные произведения Зинаиды Серебряковой очень узнаваемы. «Их отличительные особенности - колорит, нежность линий, неприкрытая чувственность, тонкий эротизм. Серебрякова всегда славилась удивительным умением передавать ощущение тела, обнаженной кожи, делая его почти тактильным. Ее женским образам вообще свойственны удивительная чистота, хрупкость, свечение. Ей это удавалось очень здорово», - говорит директор галереи Наталья Рюрикова.

Целый зал экспозиции посвящен карандашным, «быстрым» зарисовкам Серебряковой, которые Константин Сомов, большой друг художницы, ценил в наибольшей степени. Кому-то эти наброски будут интересны лишь как некий «дополнительный материал», который помогает увидеть этапы становления художника, для кого-то они являются вполне законченными произведениями, обладающими бесспорной эстетической и художественной ценностью.

Изящество, легкость, свежесть восприятия и динамичность исполнения, привлекающие в графических произведениях Зинаиды Серебряковой, сменяются плотностью, весомостью материала в работах, написанных маслом. При взгляде на картины возникают чувства иные, нежели умиление, вызываемое знаменитейшими портретами большеглазых серьезных детей. Именно в масле пластический язык Серебряковой обретает выразительность, свойственную лучшим образцам живописи эпохи Возрождения, а образы - значительность и монументальность.

При жизни Серебрякова испытала два настоящих подъема. Первый, в 1910 году, когда ее автопортрет приобрела Третьяковская галерея, второй - в 1966 во время ретроспективной выставки в СССР, которая казалась практически невозможной: много ли известно случаев масштабных эмигрантских выставок. Ее сегодняшняя популярность во многом обусловлена жизнью во Франции - большая часть наследия художницы оказалась в европейских коллекциях.

Выставка продлится до 30 января 2011 года.

Читайте также:
Зинаида Серебрякова – дочь Серебряного века