07.10.2010 | 11:15

Карт-бланш от Владимира Спивакова

Талант имеет право на свободу действий – даже «на чужой территории». В этом уверен Владимир Спиваков – создатель абонемента «Дирижерский карт-бланш». Право встать за пульт Национального Филармонического оркестра России и выбрать программу он с удовольствием перепоручает своим коллегам. Они могут представлять разные страны, школы и поколения – но исповедовать близкую Спивакову эстетику. На сей раз «карта» выпала постоянному приглашенному дирижеру коллектива – маэстро из США Джеймсу Конлону. Рассказывают «Новости культуры».


Когда слышишь, как хорошо американец Джеймс Конлон говорит по-русски, в первый раз – удивляешься, думаешь, показалось. Однако сам дирижер считает, что для того, чтобы выучить язык «надо, наверное, чаще приезжать и подольше у вас здесь задерживаться».

Пока он приезжает в Москву, как правило, раз в год, и всего на неделю – чтобы выступить с Национальным филармоническим оркестром. В качестве постоянного приглашенного дирижера Джеймс Конлон сотрудничает с этим коллективом с момента его создания.

«Я обожаю напор и в то же время нежность, с которыми они играют», - говорит дирижер. «Этот оркестр все время погружен в музыку. Не бывает так, что кто-то просто сидит на репетиции и играет ноты, так, просиживает время. Они работают всегда осмысленно, выкладываются полностью. В их игре сочетание разума, души и владение техникой – для меня идеально».

Сочетание «Национальный филармонический плюс Джеймс Конлон» уже дало в результате немало интересных программ – из сочинений Бриттена, Дворжака, Равеля, Эдгара Вареза – его сочинения, кстати, в России звучат чрезвычайно редко. Когда Конлону дали карт-бланш, он выбрал 3-ю и 4-ю симфонии Брамса, над музыкой которого в тандеме с российским оркестром никогда раньше не работал.

«Это очень интересная музыка. Слышно, что она написана человеком думающим, размышляющим. У Брамса всегда очень четкая музыкальная структура. Но в то же время в его произведениях невероятная глубина и много эмоций. Почувствовать и соединить эти два элемента – это такой вызов, который Брамс бросает дирижеру и оркестру», - рассказывает Конлон.

Джеймс Конлон прилетел в Москву на прошлой неделе. На этой – у него уже самолет из Москвы. Но в Россию он еще точно вернется. Столько поводов. Выступить снова с Национальным филармоническим оркестром, в который Джеймс, говорит, влюблен. Подучить русский - расширить уже имеющийся словарный запас, и продолжить свой тур по городам Золотого кольца.