07.10.2010 | 19:38

"Призраки" захватили МХТ имени Чехова

История про дом с привидениями превращена в искрометную комедию с философским подтекстом. На большой сцене Московского Художественного театра началась первая премьера нового сезона. Ее постановщик - Евгений Писарев, который на время отложил художественное руководство Театром имени Пушкина, чтобы привести в Камергерский переулок... «Призраков». Рассказывают «Новости культуры».

Проверяя последние перед премьерой штрихи к спектаклю, Евгений Писарев кажется спокойным и уверенным. Сегодня, в день премьеры спектакля-комедии «Призраки» по пьесе неаполитанца Эдуардо де Филиппо, актеры подарили ему клоуна. Впрочем, рассуждая о жанре комедии, Писарев все время оговаривается – при попытке соединить психологический театр и итальянскую комедию дель арте он пришел к неожиданному для себя результату.

«Эта история забавная по форме, анекдотичная - муж, жена, любовник, но все-таки это философский анекдот. Я бы сказал, грустный анекдот, и я такой грустный спектакль по содержанию не делал. Сам не предполагал, что такая печальная история получится», - рассказывает режиссер Евгений Писарев.

Сюжет пьесы Эдуардо де Филиппо комичен: главные герои – Паскуале и его жена Мария – селятся в доме, о котором ходят слухи, что в нем живут призраки. Паскуале хочет развеять пересуды, но когда в доме начинает появляться любовник его жены, он предпочитает принять его за призрака. И даже когда призрак становится спонсором – на его деньги покупается все, от мебели до украшений Марии, муж по-прежнему верит в мистическое происхождение этих благ. Он рад обманываться, лишь бы не столкнуться с неприглядной реальностью.

Переводя комическую историю в ранг философской притчи, Евгений Писарев как бы приподнимает действие над реальностью быта. Ни веревок с бельем над шумными двориками, ни других бытовых подробностей, которых много в оригинальных пьесах де Филиппо. Вместо этого – воздушные декорации Зиновия Марголина и костюмы Виктории Севрюковой, изысканная пластика актеров, легкая клоунада. Получается итальянская графика, узнаваемая повсюду.

У итальянца де Филиппо и Евгения Писарева есть, как минимум, одно общее главное. И тот, и другой – актер и режиссер в одном лице. Все роли они пишут и ставят на себя.

«Когда режиссер более тщательно понимает актера, он получает удовольствие. Потом намного быстрее все происходит. Он понимает: то, что с другими режиссерами через две недели происходит, с ним через двадцать минут может произойти», – объясняет актер Виталий Егоров.

«Я накачал живот во время репетиций, когда он показывал каждого персонажа. Гениально смешно», – признается актер Игорь Хрипунов.

От такого взаимопонимания и красоты материала актеры в восторге. Удовольствие от работы они транслируют в зал. И хотя Евгений Писарев многих из них впервые вывел за рамки привычного для них психологического театра, в чем-то преодолев себя, они освоили новое пространство.