08.10.2010 | 10:50

Премьера оперы Верди "Сила судьбы"

Сегодня в музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко – премьера оперы Джузеппе Верди «Сила судьбы». В эпоху «большой оперы» авторы нередко выбирали инфернальные сюжеты. Знаменитая «Сила судьбы» Верди может служить образцом жанра. Команда, работавшая над первой премьерой нового сезона, – режиссер Георгий Исаакян, дирижер Феликс Коробов и художник Сергей Бархин – решили с судьбой не спорить. Зрителю предложат каноническую редакцию шедевра, чтобы доказать: при всей архаичности либретто, красота вердиевских мелодий – это «страшная сила». Рассказывают «Новости культуры».

Пожалуй, только хор в этой душераздирающей истории и веселится. Гордость театра, хористы бодро меняют посохи монахов на ружья солдат и обеспечивают солистам народную поддержку. Правда, хора в опере могло было бы быть и больше, но постановщики решили сократить во втором действии некоторые, как им показалось, вставные номера, вводящие в курс дела: сколько лет прошло, и в какой стране очутились влюбленные друг в друга Леонора и Альваро, а также их преследователь Карлос. И именно солистам в «Силе судьбы» приходится особенно нелегко.

«Конечно, это очень сложно. И для пения очень сложно. «Сила судьбы» - это лакмусовая бумажка на певческую самостоятельность», - говорит дирижер Феликс Коробов. Поэтому за сценой всегда дежурит фониатр. По его словам, аминокапроновая кислота помогает смягчить связки, если от волнения в горле пересыхает.

«Сила судьбы» - это уже поздний Верди. Когда он писал эту оперу, он был итальянским сенатором и брался только за те заказы, которые были ему интересны. «Сила судьбы» - самая российская из опер Верди. Ее премьера состоялась в 1862-м году в Санкт-Петербурге. Правда, через семь лет Верди оперу значительно изменил. И именно эту – вторую редакцию – и поставили сейчас в Театре Станиславского и Немировича-Данченко.

Режиссер Георгий Исаакян, которому предложили поставить оперу, долго уговаривал не делать этого. По гуманным соображениям – ведь даже театры из первой пятерки не всегда решатся браться за «Силу судьбы», перед которой оказываются бессильны многие певцы. Когда уговоры оказались бесполезны, Исаакян появился перед труппой и признался, что в этом нелегком деле он – лишь обслуживающий персонал. И не стал требовать от певцов, чтобы они совершали какие-то акробатические кульбиты и этюды.

«Мы пытались в сегодняшнее нечеловеческое время сделать спектакль о людях. Сейчас все больше делают спектакли об уродах. И мне показалось: хорошо бы уравновесить», - отмечает Георгий Исаакян. Работали три месяца – в щадящем режиме, с перерывами. «Самая большая сложность – усмирить свой темперамент, потому что хочется так много сделать, донести, все сыграть, чтобы кровь, любовь и все такое. Но, к сожалению, нужно держать себя в руках», - говорит исполнительница партии Леоноры Наталья Петрожицкая.

Партнер Натальи – ее Альваро – новое приобретение театра. И еще одна его авантюра: ввести на такую сложную партию дебютанта! Аванс Нажмеддину Мавлянову выдал дирижер Феликс Коробов. Сидя на конкурсе Глинки в жюри, он рассмотрел в не прошедшем на второй тур Мавлянове будущую звезду.

Коллеги приняли Нажмеддина Мавлянова сразу. «Мы можем смело говорить какие-то пожелания. А ревности я не чувствую, и я сам не ревнивый человек», - уверяет исполнитель партии Альваро Нажмеддин Мавлянов.

Впрочем, дружелюбие и веселость за кулисами не в силах преодолеть силу судьбы. Ведь – согласно идее нового спектакля – нет счастья на земле.