08.10.2010 | 13:21

"Диплом-2010" и модернизация художественного образования в России

Нужна ли модернизация художественному образованию в России? Как сделать академические училища менее консервативными, и куда идти молодым, желающим связать свою судьбу с актуальным искусством? На эти вопросы попытались ответить организаторы выставки «Артпроект. Диплом – 2010», в рамках которой представлены работы выпускников восемнадцати  художественных ВУЗов России. Пока единой точки зрения на эти проблемы нет, но диалог между сторонниками разных систем образования уже наметился – в том числе и благодаря этой выставке. Рассказывают «Новости культуры».

В последние годы художественные ВУЗы существовали изолированно друг от друга. Для совместных выставок просто не было средств. В залах Академии художеств можно было увидеть дипломные работы, пожалуй, лишь студентов Суриковского и Репинского институтов. А узнать, чему и как обучают будущих художников во Владивостоке и Екатеринбурге, Ростове-на-Дону или Новосибирске, возможности не было.

«С моей точки зрения, достаточно ущербно и пагубно, когда нет расширения взглядов, нет общения с коллегами, нет необходимого контакта в решении проблем», – говорит председатель совета по художественному образованию Академии художеств Лев Шепелев.  

Каждый художественный ВУЗ  сам отобрал для выставки лучшие дипломные работы. К сожалению, в них не всегда отражена специфика учебного заведения. Так, в Строгановской академии готовят мастеров декоративно-прикладного искусства, работающих с керамикой, стеклом, металлом и деревом. Однако таких работ на выставке не оказалось. Мало представлено и монументальных произведений. Их негде демонстрировать из-за недостатка выставочного пространства. Тем не менее,  экспозиция дает возможность проследить тенденции художественного образования. 

«Сегодняшнее образование невозможно без знания техники фотографии, техники медиа и других технологий. И даже академисты должны получить знания о новых материалах, которых появляется все больше», – заверяет главный редактор журнала «Академия» Ада Сафарова.

Молодые художники выступают за разнообразие. Им хочется выйти за рамки традиционной системы и создать что-то свое. Шансов найти площадки для самореализации у них не так много, но все-таки они есть. Например, школа современного искусства «Свободные мастерские».

«Я считаю, что все должны пройти через базовое академическое образование. А такого рода институции должны быть или колледжем,  или необходимо создать  дополнительный факультет современного искусства при функционирующем ВУЗе», – считает руководитель школы современного искусства «Свободные мастерские» Вера Дажина.

Перспективам и проблемам художественного образования посвящены также научные конференции, которые пройдут в рамках выставки «Артпроект. Диплом – 2010».