09.10.2010 | 22:25

Выставка "Эпоха винила - художники и музыканты"

Грампластинки в век новейших технологий стремительно переместились из категории «устаревших носителей» в ранг «раритетов». Так же, впрочем, как граммофоны и патефоны. Ретро-эпоха, для некоторых исчерпывающаяся термином – ностальгия. Для других – ставшая предметом азартного коллекционирования. Ги Шранен привез из Парижа в Москву уникальное собрание виниловых пластинок. Продукт массового производства в XX веке, сегодня – свидетельство достижений не только музыкальных, но и художественных. Центр современной культуры «Гараж» представляет выставку «Эпоха винила - художники и музыканты». Рассказывают «Новости культуры».

 

Ги Шранен собирает коллекцию с пятьдесят восьмого. О виниле знает все. Говорит, каждая пластинка - привет от его молодости.

«Я не был богат. У меня не было денег на картины или скульптуру. Но я мог купить пластинки, когда они появлялись на рынке», - рассказывает коллекционер Ги Шранен из Франции.

Коллекция огромна – пятьдесят тысяч – не только пластинки – книги, постеры, объекты. Большая часть в немецком музее. В Москву Ги привез семьсот альбомов, диски, кассеты, рисунки, журналы. Винил сегодня, как ледниковый период - ушедшая эпоха. И не только пластинки - обложки альбомов, оформленные культовыми художниками двадцатого века Робертом Фрэнком, Энди Уорхолом – даже на аукционе не найти. Если повезет, можно купить за двести тысяч евро.

«Когда люди покупали эти пластинки, они не знали даже имени Энди Уорхола, тогда их интересовала только музыка. Сейчас в секонд-хенде можно найти записи, но обложки вы не найдете. Их приклеивали к стенам, как сейчас постеры», - отмечает Ги Шранен.

Сейчас это произведение искусства, пятьдесят лет назад просто обложки с портретами музыкантов. Сегодня каждый коллекционер узнает руку Уорхола, тогда это не имело значения. Теперь обложки альбомов «Биттлз», «Роллиг-Стоунз» – бренд эпохи.

«Первые пластинки, оформленные таким образом, изменили сознание. Появилась внутренняя связь между пластинкой и внутренним наполнением», - объясняет Ги Шранен.

Стоит надеть наушники, и на лицо все плюсы винила. В каталоге триста оцифрованных записей. Шумы природы, техно-музыка, джаз шестидесятых.

«У футуристов тридцатых даже слышно шипение…пластинка атмосферная», - считает сотрудник Центра современной культуры «Гараж» Александра Колесник.

Сам Ги слушает Высоцкого, Синатру, оперу и только на виниле. Говорит, что это живая музыка. Его дети и внуки признают cd-диски. Для Ги – это музыка из холодильника.

«Когда в восьмидесятых умерла моя мама, я нашел много негативов, и можно было восстановить фотографии. Мои правнуки этого уже не смогут сделать - снимают много, но ничего не печатают. Так и с музыкой – изменятся технологии, и уже нельзя будет восстановить любимые записи», - отмечает Ги Шранен.

Выставка занимает солидное пространство «Гаража», но это иллюзия – хрупкие раритеты умещаются в два больших чемодана. Но этот винил вмещает музыкальную культуру почти полувека.