11.10.2010 | 11:33

Слияние двух культур под музыку Берлиоза

Одним из заметных событий в календаре перекрестного Года России и Франции стал концерт Большого симфонического оркестра, который прошел в Зале имени Чайковского. Прославленный коллектив под управлением Владимира Федосеева вместе с французскими солистами и хором Радио Франс исполнил ораторию Гектора Берлиоза «Осуждение Фауста». Это произведение считается одной из лучших партитур великого симфониста и одним из самых коварных опусов в истории музыки. Рассказывают «Новости культуры».

Владимир Федосеев стоит во главе Большого симфонического оркестра уже 36 лет. Сколько концертов сыграно, сколько сочинений исполнено – и не сосчитать. Но каждое выступление для маэстро по-прежнему становится настоящим праздником.

«Сегодня большой праздник музыки, слияние двух культур – русской исполнительской и французской. Мы растеряли это, но до революции эти культуры были очень близки друг другу», – подчеркивает народный артист СССР.

Знаменательно, что в этот вечер две страны, представленные  хором Радио Франции и французскими вокалистами – с одной стороны, и БСО имени Чайковского под управлением Владимира Федосеева – с другой, соединились для исполнения драматической легенды Берлиоза «Осуждение Фауста».

«Берлиоз был признан в России. Его во Франции не принимали, когда он создавал это произведение, а русские полюбили его», – говорит маэстро Федосеев.

Действительно, на премьере в Париже «Осуждение Фауста» провалилось, а в Петербурге и Москве эта музыка вызвала горячий прием. «Вот так-то, дорогие парижане», – сказал тогда Берлиоз. Об этом доподлинно известно из его мемуаров. 

Теперь «Осуждение Фауста» Берлиоза почитают во всем мире. Его ставят, как оперу, или исполняют, как ораторию. Впрочем, музыка настолько выразительна, что сама заставляет певцов играть.

«Мефистофель у Берлиоза – едва ли не лучшая партия, написанная для баса. Прекрасная музыка. С удовольствием его пою и играю. Его интересно играть, потому что он отличен от меня. Мефистофель играет людьми, манипулирует ими», – замечает певец Николя Куржаль (Франция).

«Я написал свою партитуру с такой легкостью, какую редко испытывал, работая», – признавался Берлиоз. Сегодня «Осуждение Фауста» исполняется нечасто, но всегда доставляет большую радость и слушателям, и исполнителям.

Все материалы, посвященные Году Франции и России>>>