12.10.2010 | 10:47

Концертный зал имени Чайковского отмечает 70-й день рождения

Любимое место столичных меломанов – концертный зал имени Чайковского… Сегодня он отмечает внушительную дату – семидесятилетний юбилей. Зал считается главной сценой для выступления солистов Московской филармонии, и поэтому его вполне уместно назвать концертной площадкой представительского уровня. Громкие имена и эффектные проекты – важная, но не главная составляющая его программ. Во главе угла – доступность высококачественных концертов для широкой публики. Рассказывают «Новости культуры».

 

Семьдесят лет, помноженные на три ежевечерних звонка. Это и есть история Концертного зала имени Чайковского. Его начали строить в 32-м. Делали это долго и мучительно –восемь лет. Контролировать строительство приезжал режиссер Всеволод Мейерхольд, для гигантского театра которого – в виде амфитеатра – и строился зал. Когда в октябре 40-го зал наконец-то открыли, все газеты, начиная с «Правды» и заканчивая «Советским подшипником», написали об этом. И – среди общего ликования – как-то было упущен из виду факт искажения государственной символики. Колосьев на гербе почему-то оказалось 11, а республик – 15. Правда, через полгода после открытия зала было уже не до подсчета символов.

«Во время Великой Отечественной войны на крыше нашего здания стояли установки. И – насколько я знаю, - на крыше был первый концерт – это был концерт для зенитчиков», - отмечает директор филармонии Елена Зубарева. Еще в зале проводились боксерские бои – уже после войны, в 47-м.

Впрочем, это были всего лишь съемки фильма «Первая перчатка». На самом же деле, после войны, в зале появились другие слушатели, для которых играли самые лучшие музыканты. Молодых рекомендовали признанные маэстро. Так – по рекомендации Рихтера – 56 лет назад, впервые, на сцене Зала выступил Гарри Гродберг. В то время в зале стоял немецкий орган, который оставлял желать лучшего. Но о покупке нового в послевоенные годы не могло быть и речи. Однако Гродберг попытался уговорить директора филармонии, и тот посоветовал написать ему письмо в Министерство культуры. С просьбой.

«Я тогда написал очень хитрое письмо и относился к нему, как к бутылочной почте, когда корабль терпит крушение. Я не рассчитывал, что это возымеет действие», - вспоминает народный артист России Гарри Гродберг.

Действие письмо возымело, и в 59-м был куплен чешский орган. С тех пор Гродберг стал его хранителем – Бармалеем, как он сам себя называет, витающим над органными мастерами. Один из таких мастеров – Владислав Иодис – работает с этим органом больше пятнадцати лет.

«Весь орган мы настраиваем – минимум за три ночи, потому что здесь около 8 тысяч труб – это на тысячу больше, чем в органе Домского собора», - объясняет органный мастер Владислав Иодис.

Еще одна традиция, которой гордится КЗЧ, – это выработанная система продвижения молодых. Так же, как и раньше, продолжают действовать рекомендации авторитетных маэстро. Кроме того, молодых отсматривает экспертная комиссия. Попасть в абонемент очень сложно, но – главное – все-таки можно, - говорит кларнетист Валентин Урюпин, дебют которого на этой сцене состоится через две недели.

«Духовиков раскручивать особенно сложно. Насколько я знаю, в абонементе «Молодые таланты» я вообще не помню, когда выступали духовики. Это вообще довольно сложно, публика недоверчиво относится к этому», - рассказывает кларнетист Валентин Урюпин.

Чтобы публика больше доверяла всему, что происходит в стенах Концертного зала, сами стены тоже подвергаются изменению. До сих пор ведутся работы по улучшению акустики зала.

«Это комплексная история. Это звукоотражающие щиты на сцене и наверху. И система электронной коррекции акустической формы зала», - говорит директор Московской филармонии Елена Зубарева.

Меняются и интерьеры. Из фойе исчезла пиццерия. Появились восстановленные гардеробы, кассы, пуфики… и новые афиши. Вот только три звонка звучат здесь каждый вечер, как и 70 лет назад.