13.08.2012 | 15:41

"Мастерская" без Мастера. Москва простилась с Петром Фоменко

Сегодня Москва проводила в последний путь режиссера, народного артиста России Петра Фоменко. Паломничество к его «Мастерской» началось еще четыре дня назад – все это время к зданию театра на набережной Тараса Шевченко люди несли цветы. Сегодня с самого раннего утра здесь выстроилась огромная очередь желающих проститься с мастером – коллеги, друзья, ученики. Для многих он являлся примером человеческой и творческой жизни. Сейчас актеры «Мастерской Петра Фоменко» переживают трудное время, но впереди новый сезон, и открывать его «фоменки» будут, следуя совету Петра Наумовича: «Не ставьте точку, всегда идите вперед». Рассказывают «Новости культуры».

Набережная Тараса Шевченко – место паломничества всех российских театралов. С одной стороны улицы – Старая сцена театра «Мастерская Петра Фоменко», с другой – одно из лучших театральных зданий современной Москвы – Новая сцена. Сегодня туда с 8 часов утра шли и шли люди, чтобы последний раз побыть в одном пространстве, рядом с великим режиссером и педагогом Петром Наумовичем Фоменко.

Три часа без слов. Сплошным потоком ученики, почитатели, простые зрители с цветами поднимались на сцену. Прощальные речи, казалось, откладывали до последнего. Он так не любил официоз, торжественность и банальность. Ровно месяц назад – 13 июля – отметил свой юбилей совершенно бесшумно. Его ученики собирались – так принято в этом театре – по осени посвятить этой дате капустник. Им и сейчас смешное и доброе в памяти о Петре Наумовиче Фоменко не отделить от трагического и драматического.

«Мы три дня его сидели, вспоминали, и стоял совершенно истерический хохот, который перемежался слезами», – делится режиссер Евгений Каменькович.

И еще раз он собрал полный зал. Люди не только сидят – стоят в проходах и у стен. На сцене осиротевшие «фоменки», отмеченные фирменным знаком их театра. На нем, как инь и ян, два человеческих лица – черное и белое – бесконечный диалог. Для тех, кому посчастливилось общаться с Петром Фоменко лично или просто бывать на его спектаклях, этот разговор по душам не остановить. 

«Это была годовщина смерти учителя Петра Наумовича – Андрея Александровича Гончарова. Мы были там с Евгением Борисовичем Каменьковичем, с Ольгой Васильевной, и Петр Наумович все время писал записочки Андрею Александровичу в могилу. Я думаю, мы тоже будем писать записочки и вести этот внутренний диалог», – говорит режиссер Сергей Женовач.

Режиссер Фоменко любил грамматическое определение future in the past – будущее в прошедшем. Опирался на классические тексты русской литературы – Пушкина, Толстого, Чехова и Островского. И так современно они звучали в его руках, что сам его подход – чуткость, тщательность и при этом легкость в работе со сложной литературой – стал «школой», стилем. «Фоменковский театр» – есть такое явление. 

«Это человек, который сохранил слово в театре, который дал ему новое звучание. Он оставил такое наследство, которое даже не равно его жизни, оно больше его жизни», – подчеркивает народный артист России Сергей Юрский.

Собственные стены – свой театр-дом – у Петра Фоменко появился поздно, уже после его шестидесяти.

«У Фоменко театральная судьба и счастливая, и драматичная, конечно. То, что успели построить театр и он успел в нем поработать, это, как он сам сказал, "жизнь после жизни"», – замечает режиссер анимационного кино Юрий Норштейн.

Он позволил своему театру быть открытым для других, назвал его Мастерской. Здесь шли не только его собственные постановки, но и спектакли учеников. Полновесный, многообразный репертуар.

«У кого-то истерика такая, что не могут до сих пор успокоиться. А более мудрые, старшие товарищи говорят: "Не плачь, он ведь нас всему научил"», – заверяет режиссер Евгений Каменькович.

И оставил портфель. С текстами, с планами, с тем, что нужно поставить. Хватит не на один век.

Похоронили Фоменко на Ваганьковском кладбище. Памяти Петра Наумовича смотрите сегодня на нашем канале в 19:45 документальную ленту «Фома. Поцелуй через стекло»

Все материалы о Петре Фоменко>>>