12.10.2010 | 11:53

Пространство современного искусства в девять тысяч квадратных метров

Пять лет продолжалась реконструкция здания Московского Дома фотографии. Многие удивятся тому, что у этой культурной институции так долго не было постоянной крыши. Московский Дом фотографии работал, не сбавляя темпа, и весело закрученный контур фотоаппарата – эмблема дома – все эти годы не сходил со столичных афиш. Теперь свершилось: новый архитектурный объект на столичной Остоженке уже объявили «русским Гуггенхаймом». Теперь огромную коллекцию Дома есть, где хранить и где показывать. Современный мультимедийный комплекс площадью в девять тысяч квадратных метров поражает объемом и масштабом. А масштаб замыслов его идеолога и директора Ольги Свибловой удивлял и прежде, когда у Дома не было своего архитектурного лица. Рассказывают «Новости культуры».

Москва, Остоженка, 16. В 2005 году по этому адресу закрылся на реконструкцию музей «Московский дом фотографии». Кто был, тот помнит особнячок XIX века и несколько маленьких залов. Спустя пять лет по этому же адресу открывается музей, сравнимый с парижским Центром Жоржа Помпиду.

«Площадь у нас стала в три раза больше – девять тысяч квадратных метров», – замечает Ольга Свиблова.

«Я не первый раз работаю с Ольгой Свибловой, и меня всегда поражала ее энергия и тот уровень сложности, который она задает. Это сложность не только организационная, но и художественная, и интеллектуальная», – говорит директор Департамента культурного развития Центра имени Жоржа Помпиду Бернар Блистен (Франция).

Ольга Свиблова – арт-менеджер потрясающей мощности  –  стройку особенно не афишировала. За пятилетку без дома ее музей не отказался ни от одного проекта. Выставки, фестивали, конкурсы, биеннале – все шло своим чередом на дружественных площадках в Москве и зарубежом. Экспансия  – от российского павильона Венецианской биеннале до Майами. С фотографии все только начиналось.

«В России все понимают: фотография – это искусство, и точка», – подчеркивает Свиблова.

Впрочем, это теперь, а еще четырнадцать лет назад ей пришлось приложить много энергии, чтобы открыть первый в России музей фотографии. Сегодня в нем собрана самая большая в мире коллекция Родченко: 84 тысячи единиц хранения, отпечатки и негативы. С 2001 года на базе музея Свиблова стала строить мультиплекс – мультимедийный комплекс актуальных искусств. Кроме фотографии, она стала собирать коллекцию современного искусства, делать ставку на новые медиа и строить новый дом – Мультимедиа Арт Музей. Архитектор Андрей Боков.

«Мне нравится образ нашего музея. В нем есть что-то конструктивистское, динамика, и каждый из нас принимает в этом участие», – добавляет Ольга Свиблова.

Открытие Мультимедиа Арт Музея обошлось без разрезания ленточек. Недвижимость немедленно пустили в дело – открыты сразу три масштабных выставки.

Портреты Бродского работы Сергея Берменьева – жемчужины из фондов Московского Дома фотографии. Среди известных работ есть и новые поступления. «Портрет Регины Лемберг с Лейкой» Родченко, военный пикторализм Альперина. Две эти выставки показывают, что музей продолжает фотографическую линию, а вот третья  демонстрирует новые возможности. Из Центра Жоржа Помпиду привезли ретроспективу авторитетного художественного течения 1960-х – 1970-х годов «Флюксус». «Поживем – увидим» – так назвал ее участник движения Бен Вотье. «Флюксус» – это анти-искусство, это жизнь, это гэг, и это событие.

«Что из русского искусства соответствует духу "Флюксус"? "Синие носы" и Олег Кулик. В них есть конфронтация. Они рискуют делать в зоне искусства то, что до них искусством не считалось», – полагает Бен Вотье. 

На открытии он предпринял небольшой хеппенинг. Предложил всем поиграть на рулоне бумаги. Бен Вотье артистично повторяет подвиги своих коллег.

«Снимаете туфли, ставите их на стул, и произведение искусства готово. Можно идти спать. Это Джордж Брехт, – показывает он. – А это Йозеф Бойс. Как мы с ним спорили! Ни в чем с ним не согласен, но очень уважаю. Джун Пайк умел производить афоризмы: "Иногда и дзен может наскучить", "Флюксус – это образ жизни", "Господь не одобряет совершенства"». 

Название выставки «Поживем – увидим» описывает и отношение Ольги Свибловой к открытию нового музея. «Мы смотрим в будущее», – утверждает она. Речь идет о новом сайте музея и еще о чем-то неуловимом. Впрочем, можно смело надееться, Ольга Свиблова это неуловимое поймает и всем покажет.