12.10.2010 | 19:32

"Годунов" снова на сцене Метрополитен-опера

Новый сезон на одной из главных сцен Нью-Йорка начался с русской оперы. Премьера «Бориса Годунова» в Метрополитен-опера стала совместным проектом режиссера Стивена Вордсворта и художественного руководителя Мариинского театра Валерия Гергиева. Под его музыкальным руководством на сцене знаменитого оперного театра Нью-Йорка уже были поставлены «Война и Мир» Прокофьева, «Мазепа» и «Евгений Онегин» Чайковского, «Пиковая дама», «Хованщина», и вот теперь – «Годунов». Критики уже называют эту постановку уникальным событием оперного сезона. На генеральной репетиции, куда с недавних пор стали пускать публику, новую версию «Бориса Годунова» зрители встретили овациями. Еще громче они звучали на премьере. Рассказывают «Новости культуры».

На площади перед Метрополитен-опера лишний билет, возможно, не случайно достается знатоку русской оперы. «Я иду, потому что я уже слышал "Бориса Годунова", когда дирижировал Гергиев. Музыка Мусоргского – это что-то удивительное», – говорит он.

С тех пор как шедевр Мусоргского впервые представили в Нью-Йорке, прошел почти век. Премьера состоялась в Метрополитен-опера в 1913 году, за дирижерским пультом был Тосканини. На протяжении всего двадцатого века «Годунова» слышали в разных версиях и на разных языках. И вот, впервые за последние три дюжины лет на сцене Нью-Йоркской оперы – постановка на русском. Точнее, первая новая постановка на русском языке за это время, с новым составом и новым видением «Годунова». 

«В этом спектакле нужны не просто исполнители, нужны личности!» –  обозначил свои приоритеты Стивен Вордсворт, заменивший на режиссерском посту Петера Штайна. Этому приоритету подчинена и сценография. Несмотря на то, что специально для «Годунова» в Метрополитен было создано шестьсот костюмов, сцена выглядит весьма аскетично.

Стивен Вордсворт ни разу «Бориса Годунова» не ставил, но признался, что любил эту оперу более сорока лет. Давняя любовь помогла справиться со всеми проблемами. Например, пришлось искать замену Петеру Штайну буквально за два месяца до премьеры. Такая неожиданная смена режиссера – случай небывалый в истории Метрополитен. Штайн, хоть и говорил о личных причинах отказа, у него были проблемы с получением американской визы. В итоге, суммировав усилия солистов Мариинки, Валерия Гергиева и возможности Метрополитен, получили нового «Годунова». 

«Спектакль более подвижный, более молодой, много молодых исполнителей, но над всем этим возвышается музыка Мусоргского. На протяжении четырех часов нам удается держать в состоянии напряжения четырехтысячный зал», – подчеркивает Валерий Гергиев.

За партию Годунова отвечает Рене Папе – солист Берлинской государственной оперы, а также приглашенный солист Метрополитен. Он уже успел прославиться благодаря вагнеровским работам. В России он уже исполнял Годунова в концертном зале Мариинского театра. И хотя родной язык у Рене – немецкий, на трудности он не жалуется. У его идейного оппонента  – Лжедмитрия – проблем с языком нет, но и партия невыгодная.

«Зверская партия, просто эквилибристика. Все время то вверх, то вниз», – сетует Александр Антоненко.

Эта версия «Годунова» более жесткая и более подвижная. Именно такая должна понравиться молодой аудитории, считает Валерий Гергиев. Эту идею приняли почти все исполнители.

«Задача была не сыграть дремучего старого Пимена, а чтобы он был воплощением мудрости без возраста. Ему может быть и тридцать лет, и триста. Он может быть и молодым, и старым», – поясняет Михаил Петренко.

Впрочем, за аудиторию можно не беспокоиться. В Метрополитен, собирающей лучших исполнителей, режиссеров, дирижеров мира, не бывает пустых мест.

«Из Бруклина, Квинса добираться далеко, и все равно все старабются попасть на русскую оперу, потому что это ностальгия», – говорит исполнитель партии Варлаама, бас Владимир Огновенко.

«Мне очень нравится выступать в Метрополитен. Это потрясающий театр, и я здесь могу встретить много друзей», – признается Екатерина Семенчук, исполнительница партии Марины Мнишек.

Валерий Гергиев прочит спектаклю долгую жизнь – «Годунова» покажут несколько тысяч кинотеатров мира, трансляции можно будет увидеть и в Интернете.