13.10.2010 | 10:36

Алексей Козлов: юбилей в стиле джаз

Поздравления с юбилеем принимает знаменитый джазмен Алексей Козлов. Из всех титулов, которых он удостоился за свою долгую музыкальную жизнь, самым точным, пожалуй, остается определение Василия Аксенова – «партизан советского джаза». В свои 75 он по-прежнему остается бунтарем, готовым к самым смелым экспериментам. Рассказывают «Новости культуры».

В его день рождения не произносят торжественных речей и не устраивают пышных приемов. Алексей Козлов, как всегда, на сцене играет джаз. В десять лет он посмотрел американский фильм «Серенада солнечной долины» и решил, что станет джазменом. Родители, правда, идею не поддержали. Джаз в Советском Союзе тогда считался искусством вражеским. Говорили: «От саксофона до ножа – один шаг». Алексей Козлов поступил в Московский архитектурный – от греха подальше, а оказалось – поближе к джазу. 

«Там, в подвале Дома культуры, лежал довоенный фашистский саксофон, и мне его выдали под расписку совершенно спокойно. Я – типичный самоучка», – подчеркивает народный артист России.

С инструментами у Алексея Козлова связано много всяких историй. Первый достался ему под расписку, другой у него украли прямо из гримерки, а потом его нашли где-то в Прибалтике. Саксофон, на котором исполнитель играет сейчас, он называет гордостью и подарком, который сам себе преподнес. 

«Знаете, из чего сделан? Из чистого серебра. Можете представить, шесть килограммов!» – замечает он. 

Звучание этого саксофона, можно услышать каждую субботу в клубе «Союз композиторов». Алексей Козлов выступает там со своим «Арсеналом» – в 1999 году собрал новый состав. А вообще появление «Арсенала» в 1973 году стало сенсацией. Это был первый в Союзе джазовый ансамбль. Подпольный, конечно.

«Почему он выстоял? Кто-то уехал, многие уехали. Джазовые музыканты уезжали в конце 1960-х – 1970-х десятками. Кто-то ушел в попсу, стал зарабатывать. А Леша выстоял, джаз не бросил, не уехал. Он очень сильный человек, у него очень сильный характер», – заверяет писатель Александр Кабаков. 

А еще у него хорошее чувство юмора. На фамильярно-восхищенное определение – «козел на саксе» – музыкант не только не обиделся, но даже назвал так книгу-автобиографию. Говорит: «Я во всем импровизатор».

«Он один из первых начал играть музыку из оперы "Иисус Христос – суперзвезда", стал обрабатывать песни популярных зарубежных композиторов. Он играл музыку джаз-рок и фьюжн, один из первых стал соединять классику и джаз в нашей стране», – говорит джазмен Игорь Бутман

Он вывел российский джаз из подполья – в прямом и переносном смысле. Традиционно маргинальный джаз зазвучал на лучших сценах страны во многом с его подачи.

«Нас судьба с ним свела. Я привозил знаменитого джазиста из Парижа – Мишеля Порталя. Обратился к Козлову. Он выписал мое соло и мы вместе выступали в Большом зале консерватории. Это было прорывом, когда джаз вдруг оказался на сцене консерваторского зала», – вспоминает народный артист СССР Юрий Башмет.

Он уверен: играть джаз можно где угодно. Главное, как это делать. Когда-то комплиментом высшей пробы для джазового музыканта были слова «почти как американцы». Сегодня любой джазмен вам скажет: услышать в свой адрес: «почти как Козлов», и это гораздо приятнее.

Читайте также:
Алексей Козлов: «Я - композитор, играющий на саксофоне и сочиняющий мелодии непосредственно во время исполнения»