14.10.2010 | 11:38

Традиции и преемственность духовного воспитания в Москве

325 лет назад была основана Славяно-греко-латинская академия, по сути, первый отечественный вуз. Она была учреждена по инициативе выдающегося просветителя и поэта Симеона Полоцкого. В течение трех столетий Академия служила целям духовного воспитания и просвещения людей разных сословий. Эти традиции бережно сохраняют сегодня в Московской духовной академии. О том, чем живет сегодня колыбель отечественного высшего образования, рассказывают «Новости кульутры».

В 1814 году Славяно-греко-латинская Академия из Москвы была переведена в Троице-Сергиеву Лавру и преобразована в Московскую духовную академию. После революции Лавра как действующий монастырь была закрыта, а с ней и Академия. Она возродилась во время Великой Отечественной войны, а в 1948 году вернулась в Тоице-Сергиеву Лавру.

Всего воспитанников около тысячи. Это воспитанники и студенты собственно Академии, семинарии, иконописной и регентской школ. За последнее время они изменились: раньше приходили люди постарше – после вузов и армии, сегодня многие поступают сразу после школы. «Я просто почувствовал, что это мое, - признается воспитанник Михаил Федоров. - Привыкли. И родственники, и друзья, и знакомые. Конечно, для них это все было немного шоковым состоянием. Когда потомственный инженер, родители инженеры, уходит служить в церковь».

Протоиерей Владислав Цыпин, профессор Московской духовной академии говорит: «В прежние годы, когда приходили к нам в Академию, сжигали мосты, то есть они делали гораздо более ответственный выбор в жизни. Сейчас это не так».

Московская духовная академия ориентируется сегодня на Болонский процесс – сближение систем образования России и Европы. Цель – признание государством диплома Академии как свидетельства о высшем образовании. С этого года введены мировые образовательные ступени - бакалавриат, магистратура и аспирантура. В Академии никогда не уклонялись от требований времени. Например, в XIX веке будущим священникам углубленно преподавали медицину и сельское хозяйство, поскольку в аграрной стране нужен был сельский пастор.

Сегодня в Академии появились новые предметы – информатика и физкультура. В ближайшем будущем – культурология и математика. Пресловутую несовместимость науки и церкви архиепископ Верийский Евгений, ректор Академии считает надуманным стереотипом. «Вот сейчас мы переживаем тот самый исторический этап, когда заново возрождается тесное сотрудничество светских ученых и церкви, - говорит владыка Евгений. - В данном случае у нас подписан протокол о намерениях с МГУ».

В разное время Славяно-греко-латинская академия дала России многих великих, среди них – основатель русского театра Федор Волков, первый русский математик Леонтий Магницкий, ученый-универсалист Михаил Ломоносов. «Первые стихи Ломоносова были написаны в стенах Славяно-греко-латинской академии, - рассказывает профессор Академии Алексей Светозарский. - Они были бесхитростные, но на русском языке: «Прилетели мухи, медовые мухи. Прилетели, сели, в радости запели». С этого началась русская поэзия. Это совершенно серьезно».

Когда-то стихосложение было обязательным курсом. Сегодня такого нет. Зато появились новшества иного рода: никогда прежде не было в духовной Академии спортзала. У воспитанников он пользуется большой популярностью. А еще – собственной киностудии, монтаж которой вот-вот будет закончен.

Анатолий Колот, студент 4-го курса, исполнительный директор киностудии «Богослов» говорит: «Вы видите, что стены здесь покрыты специальным материалом звукопоглощающим, так как здесь сводчатое помещение и изначально была сильная реверберация. А для киностудии нужно, чтобы не было никаких шумов и звуков.

Несколько дней назад мультипликационный фильм «Любовь», сделанный киностудией «Богослов», получил приз на Международном фестивале православного кино «Покров» в Киеве.

Александр Сорокин, воспитанник 4-го класса МДС, говорит: «Чаще всего люди задают вопрос - можно ли семинаристам жениться. Ты отвечаешь, что можно. Они вздыхают с облегчением и спрашивают, какой путь выбрал ты для себя. Приходится их разочаровывать, говорить, что я еще не определился».

Тех, кто уверенно делает свой выбор, рукополагает сам ректор Академии. Он уверен, что помимо образования, для современного священника важно «умение говорить со всеми слоями населения, говорить на предметы веры, убеждать их не только словом, но и своим примером и пламенной верой». «И конечно, люди всегда увидят, есть она у человека или нет», - говорит ректор, архиепископ Верийский Евгений.

В Академии берегут все, что подчеркивает преемственность поколений. С уникальных экспонатов в 1814 году началась коллекция Московской духовной академии. Игорь Михайлов, протодиакон, заведующий церковно-археологическим кабинетом говорит: «Два портрета – Елизаветы Петровны и Петра Алексеевича. Вот как раз он был незадолго до юбилея обретен заново в наших запасниках, отреставрирован».

Без изменений, пожалуй, остается лишь веками отшлифованная система нравственного воспитания будущих священников. Это и есть главная традиция, передавшаяся от Славяно-греко-латинской академии – Московской духовной школе.