14.10.2010 | 12:11

Неизвестные страницы истории МХАТа Второго

МХАТ Второй – под этим названием вошел в историю театр, созданный в 1924 году великим актером, племянником Антона Павловича Чехова, учеником Станиславского – Михаилом Чеховым. Он мечтал о новом, идеальном театре, в котором нашлось бы место и большим художественным обобщениям, и новым актерским техникам. Тиражом в три тысячи экземпляров вышло в свет первое подробное исследование о МХАТе Втором. Тридцать авторов по крупицам реконструировали биографию легендарного театра, который власть тихо, без объяснений, но и без политических обвинений, закрыла в 1936, через восемь лет после отъезда Михаила Чехова за границу. Рассказывают «Новости культуры».

С 1924 по 1936 год – двенадцать лет жизни театра воссозданы буквально по дням. Из нового издания можно узнать биографии артистов, репертуартные сводки, состав труппы в каждом сезоне. В книге – осмысление судьбы МХАТа Второго, спектакли которого успешно игрались десятилетиями: некоторые игрались 800 раз.

«Какая длинная судьба была у спектаклей! Представьте себе зрителей, которые смотрят "Сверчок на печи", который так не понравился Ленину, в 1936 году. Это совсем другая публика, чем в 1914 году. Это чрезвычайно интересная тема для театрального социолога, для человека, размышляющего о судьбах театра», – замечает театровед, ректор Театрального училища имени Щепкина Борис Любимов.

Во МХАТе Втором, который возник из Первой студии Художественного театра ставили несоветский репертуар. Например, «Петербург» Белого, «Закат» Бабеля. Михаил Чехов и Серафима Бирман, Софья Гиацинтова и Иван Берсенев играли в утрированной, доведенной до гротеска манере – совсем не пролетарской.

«Я был не более образован, чем нынешние студенты. Но для меня персона Чехова и весь МХАТ Второй – это было запретное знание. По сути дела, что такое МХАТ Второй? Это ересь в адрес Художественного театра. А в России ересь – от средних веков. Она опасна как способ утверждения», – говорит народный артист СССР, художественный руководитель МХТ имени Чехова Олег Табаков.

МХАТ Второй постановлением Совнаркома в феврале 1936 года закрыли как театр «посредственный». Все бумаги уничтожили, труппу расформировали.

«Реальное участие Сталина в закрытии театра не было известно. Понятно, что без него это невозможно. Но не было никаких документов, потому что это было сделано тайно. Документы обнаружила Зинаида Удальцова в архиве. Там косвенным образом рассказывается, как проходило тайное совещание у Сталина, как один из большевиков-театроведов каялся, что он рассказал о том, что Сталин говорил на этом совещании – его стали исключать из партии, потому что было дано негласное указание на эту тему», – замечает театровед, ректор Школы-студии МХАТ Анатолий Смелянский.

Первая тысяча страниц – это только начало исследования, говорят его создатели. Они продолжают поиски новых документов, чтобы вернуть в историю культуры то, что так старательно вымарывалось и вычеркивалось.