14.10.2010 | 13:52

Оркестр-робот на службе у музыкантов

В Москве прошел Первый фестиваль автоматических и роботизированных музыкальных оркестров. Первопроходцем в этой области был английский инженер и музыкант Петер Зиновьев, который еще конце 1960-х представил на суд публики компьютер, способный сочинять и исполнять музыку. Изобретение наделало немало шума. И хотя за минувшие полвека машины так и не сумели оставить музыкантов и композиторов без работы, энтузиастов этой идеи по-прежнему хватает. Рассказывают «Новости культуры».

До чего дошел прогресс! Предсказания писателей-фантастов становятся явью – компьютерные системы берут верх над человеком. Если раньше сочинять музыку и управлять оркестром было подвластно только людям, то теперь на это претендуют бездушные машины.

Впрочем, ключевым звеном в этой механизированной цепочке остается все же человек. Музыканту Дмитрию Морозову для создания чудо-системы потребовалось пять лет. Роль дирижера в его роботизированном оркестре исполняет ЭВМ образца советской эпохи. Сонастройка с музыкантами, а точнее микросхемами, которые выполняют их функцию, происходит по бесчисленным проводам.

«Это действительно машины, а с другой стороны, каждый создатель и художник вложил сюда столько труда и столько своего творческого потенциала», – подчеркивает Дмитрий.

Тейлор Кафнер из Нью-Йорка с российским коллегой согласен. Говорит, что звучит такой оркестр весьма душевно, а вот фальшивых нот музыканты-роботы точно не возьмут.

«Система работает бесперобойно, и это самая прекрасная часть проекта .Тут не может быть никаких сбоев. Здесь на сто процентов отлаженные механизмы», – отмечает он.

Прожив несколько лет на острове Бали, Тейлор влюбился в индонезийскую культуру. Собрав основные народные музыкальные инструменты, он подсоединил их к компьютеру, который может заменить  и дирижера, и сам национальный оркестр.

«Вот по этому проводу поступает сигнал к инструменту. Получив импульс,  он приходит в движение, и раздется звук. От одной вибрации следует другая, и получается новое звучание», – показывает Тейлор Кафнер.

Как отреагировали бы индонезийцы на такое «ноу-хау», сказать трудно. В этой истории очевидно одно: машина – машиной , а присутствие человека в таком оркестре все-таки необходимо. И потом, что случится, если посреди такого выступления внезапно отключат электричество? Едва ли музыканты-роботы сумеют сымпровизировать.