15.10.2010 | 13:18

"Сушилка для бутылок" Дюшана в Государственном Эрмитаже

Государственный Эрмитаж принимает выставку из парижского Центра искусства и культуры имени Жоржа Помпиду. В классическом интерьере Зимнего дворца выставлена нашумевшая в 1914 году «Сушилка для бутылок» Марселя Дюшана, «Синие картины» Ива Кляйна, иронично-примитивистские работы Жана Дюбюффе – всего двенадцать произведений. Кураторы, составлявшие экспозицию, посчитали этот набор достаточным для того, чтобы продемонстрировать эволюцию французского искусства ХХ века. По крайней мере, для подготовленной публики. Рассказывают «Новости культуры».

Спрессованный автомобиль, картины, заключенные в металлические клетки, инсталляции из досок с гвоздями и другие нетипичные для классических интерьеров экспонаты стали настоящей проверкой петербургской публики на готовность воспринимать творчество знаменитых разрушителей канонов – Дюшана, Кляйна и Райса.

«Это очень смелая выставка в том смысле, что в стенах Эрмитажа такое современное искусство смотрится достаточно радикально», – замечает посетительница экспозиции Евгения Владимирова.

Признанные шедевры французских авангардистов некоторые из посетителей назвали откровенной профанацией.

«Я, допустим, в этих картинах ничего нового и интересного не вижу лично для себя, какой-то новизны. Есть что-то гипертрофированное из того, что уже было многократно», – говорит посетитель выставки Валерий Фадеев.

Искусствоведы, как оказалось, были готовы к таким отзывам. И объяснили: чтобы понять смысл экспонатов и их место в истории искусства, нужно освоить гору дополнительных материалов. Небольших письменных пояснений рядом с картинами и скульптурами явно недостаточно.

«Мы стремимся по-разному, на разных уровнях объяснить людям, почему это великое искусство. Если кто-то это не понимает, он должен поучиться как-то, и мы с радостью поможем», – заверяет заведующий сектором современного искусства Государственного Эрмитажа Дмитрий Озерков.

Объект «Сушилка для бутылок» Марселя Дюшана вызвал особенно много споров, хотя еще в 1914 году перевернул представление о современном искусстве. Автор купил сушилку в одной из лавок, установил на постамент, подписал своим именем и назвал скульптурой. Кураторы поясняют: это как раз тот случай, когда важна не столько форма, сколько художественная задача.

«Художник на самом деле меняет контекст. Он меняет саму суть представления об искусстве. Сила контекста – вот что сделало революцию в искусстве ХХ века. Именно это мы и делаем сегодня в Эрмитаже», – продолжает Дмитрий Озерков.

Среди многочисленных экспонатов музея Помпиду, один понравился абсолютно всем. Это красный тоннель Хорхе Пардо. Несмотря на то, что композиция называется «Маяк», посетители Эрмитажа окрестили ее по-своему – «беседкой»

Выставку сопровождает полноценный арт-фестиваль. Для него в Николаевском зале Эрмитажа выстроили специальные павильоны. Вокруг них развернутся экспериментальные перформансы, пластические спектакли, а также открытые дискуссии о месте музея в современном мире, начало которым было положено на открытии выставки двенадцати шедевров.

Читайте также:
Центр Помпиду в гостях у Государственного Эрмитажа