18.10.2010 | 10:41

Печать. 18 октября 2010

Что такое «формула Левитана»? И почему директора музеев не всегда радуются долгожданным реконструкциям? Ответы – на страницах сегодняшних газет и в  рубрике «Печать» - у «Новостей культуры». 


 

О выставке Исаака Левитана в Третьяковской галерее пишет сегодня «Время новостей». Экспозицию, приуроченную к 150-летию со дня рождения мастера, можно назвать исторически значимой: на ней собраны работы из множества российских музеев, из сокровищниц бывших союзных республик и даже из Израильского музея в Иерусалиме. «Болезненно нежный художник» - так говорил о Левитане Сергей Дягилев. А «Время новостей» задается вопросом – почему в наши дни живопись Левитана не кажется архаичной? По мнению газеты: художник создал универсальную формулу пейзажного зрения России, наделив портрет природы всеми качествами большой исторической картины. Левитан гениально понимал пасмурную, не роскошную и не легкомысленную русскую природу, а это великий труд. Труд испытания болезненной нежности.

***

«Я поняла, что никогда не буду рассказывать, как строился МАММ...». Такой выдержкой из интервью Ольги Свибловой просто огорошил журнал «Итоги». На минувшей неделе «Мультимедиа Арт Музей Москва», зачастую именуемый по старинке Московским Домом фотографии, после пятилетних скитаний, вызванных реконструкцией, справлял новоселье. По идее, бессменный директор МДФ — и соответственно МАММ — Ольга Свиблова должна была светиться от радости, покончив с ремонтными мытарствами и обретя надежную крышу над головой, но при встрече с корреспондентом издания особого оптимизма она не излучала. «Во-первых, строительство отвлекало от профессиональной деятельности. Во-вторых, - говорит Свиблова, - я потратила кучу нервов, а они, как известно, не восстанавливаются. В-третьих, узнала то, что предпочла бы не знать».
В целом она сравнивает процесс реконструкции комплекса со Второй мировой, а день открытия с Днем Победы. Чего стоит в наши дни построить музейный дом – ответ на этот и другие вопросы на страницах журнала «Итоги».

***

В Париже хоронят Ленина. «Известия» не стали стесняться в выражениях и именно так озаглавили материал об открытии в столице Франции выставки «Ленин, Сталин и музыка». Правда, экспозиция, для которой два десятка музеев России и других стран представили около четырехсот работ, не ограничивается только музыкальной темой. Затронуты и театр, и живопись, и кино, и фотография. «Сразу после революции российское искусство переживало беспрецедентный ренессанс во всех сферах, -- подчеркивает куратор выставки Паскаль Юин. – Это творения таких гигантов, как Эйзенштейн, Прокофьев, Шостакович, новаторские постановки Мейерхольда, картины Малевича, музыкальные сочинения Артура Лурье». Выражаясь словами Маяковского, улицы наши и площади стали палитрами. Однако и в тоталитарных условиях советские мастера создавали замечательные произведения. Поэтому французские арт-критики сейчас пересматривают отношение к нашему искусству тех годов, в котором на Западе долгие годы видели исключительно инструмент советской пропаганды. Теперь стало ясно, что оно имеет и несомненную художественную ценность.