18.10.2010 | 11:28

В Москве проходит фестиваль "2 morrow"

Странное, шокирующее, почти всегда – малобюджетное, и пока не интересующее широкий прокат… Молодое авангардное кино со всего мира представляет фестиваль «2 morrow». Продвинутому зрителю не надо ждать, когда наступит завтра. Уже сегодня в Москве можно увидеть фильмы, которые, по словам организаторов, отражают разные «психологии» арт-хауса. Лент всего десять. Причем некоторые картины, и это признают сами отборщики, находятся «на грани нервного срыва». Но для любителей подобного кино-продукта этот диагноз априори звучит как признание заслуг режиссера и его постановочной команды. Рассказывают «Новости культуры».

 

 

 

Его, конечно, почти не знают в России, и фестиваль «Завтра» этим гордится – он открывает нашему зрителю имена, но в родной Эстонии Вейко Ыунпуу точно – режиссер номер один, его дебют в Венеции получил приз, его третий фильм сейчас выдвинут на Оскар.

«Искушение Святого, по-эстонски Тыну», по-русски – Антония. В фильме есть что-то и от книги французского писателя Флобера, и от картины нидерландского художника Босха, темы – вечные – что значит быть хорошим человеком, и можно ли им быть, герои – конечно, современные. У святого здесь есть профессия, самая, кажется, сейчас популярная – менеджер среднего звена, у менеджера – как и положено – кризис среднего возраста, есть девушка с русским именем Надежда, но даже она этот черно-белый фарс никак не обнадежит.

Режиссер Вейко Ыунпуу, рассказывает: «Я изучал бизнес, менеджмент, когда мне было 20 лет, тогда я считал, что эта жизнь, жизнь среднего класса, финансовая стабильность – это идеал. В каком-то роде это фильм о том, чем могла стать моя собственная жизнь. Но, к счастью, не стала. Сейчас эта жизнь, это бездушие мне кажутся просто ужасными».

Сергей Проворов и Галина Мызникова, или Провмыза, как называют себя сами, в сентябре представляли Россию в венецианской программе «Горизонты». Теперь от России же, в конкурсе международного фестиваля «Завтра». Их фильм хоть и с названием хорошим – «Воодушевление», но сами признают - смотреть его – сложно. Увидеть где-то будет невозможно, он, конечно, не появится в прокате – странный, депрессивный.

Как говорит видеохудожник Сергей Проворов, «в этом во всем пессимизме есть ирония, нужно просто найти». Галина Мызникова соглашается с ним, и добавляет , что хкдожники «в действительности иронизируют над собой, над своим пессимизмом, меланхолией, сантиментами».

45 минут практически без сюжета, без слов, скрытые волосами люди - без лиц, плывут на лодке без весел, ищут чудовищ в воде. Вроде и совсем не ужастик, но, кажется, вот-вот и что-то случится, тревожность для Провмызы – чуть ли не главная тема.

Китайский режиссер Ли Хунци в этом году взял главный приз в Локарно, в Москве - еще только день, но уже признается – замерз, хотя фильм привез вроде бы подходящий – «Зимние каникулы», как ему удалось – но этот холод с экрана зритель почти физически ощущает.

Ли Хунци: «в Китае у нас есть небольшая, но все таки группа людей, которые смотрят такое авторское кино, хотя я должен сказать, я никогда не снимаю ни для фестивалей, ни для чего-то еще, я снимаю фильм просто потому что у меня есть цель его снять, я ставлю себе эту задачу и выполняю ее несмотря ни на что».

Не так давно открытое Каннами, самое модное – румынское кино, а здесь и вовсе – целая сборная, фильм «Сказки золотого века», разные авторы – шесть новелл, время – одно, правление Чаушеску. Эти истории – грустные анекдоты, продюсерский проект обладателя Золотой Пальмовой ветви, Кристиана Мунджу, один из главных козырей конкурсной программы фестиваля «Завтра».