18.10.2010 | 12:18

Мастер-класс Жоржа Лаводана

В театральном мире Франции режиссер Жорж Лаводан – фигура заметная. Возглавлял Национальный народный театр в городе Вилербан. Десять лет был директором «Одеона – театра Европы», сменив на этом посту Джорджо Стрэллера и Луиса Паскуале. К тому же он пишет собственные пьесы и ставит по ним спектакли. Но одно из главных увлечений Лаводана – Шекспир. Сегодня в Москве - на ежегодных Мейерхольдовских встречах - он рассказал, как работает с шекспировскими текстами. Для участников мастер-класса, как ключевые, неожиданно прозвучали слова - «деструкция, сокращение, реконструкция». Рассказывают «Новости культуры».

 

 

Он ставит пьесы Шекспира почти 40 лет. Первый спектакль - «Король Лир» - вышел в далеком 1974 году. Сегодня, в то время как Жорж Лаводан общается с российскими коллегами, на парижской сцене идет его новая постановка. В ней Лаводан смело совместил сразу две пьесы Шекспира – «Бурю» и «Сон в летнюю ночь». На мастер-классе для молодых режиссеров он естественно говорит о Шекспире.

«На мой взгляд, существуют два огромных материка: один - под названием «Театр», имя другого - «Шекспир». Я полностью погружен в Шекспира, его пьесы можно ставить бесконечно», - говорит режиссер.

Стол, стулья и проектор – обстановка почти как в лекционном зале. Но Жорж Лаводан сразу предупреждает: приехал не для того, чтобы читать доклады. Его мастер-класс – живой диалог. На мастер-классе Лаводан рассказывает, как работает с текстами английского драматурга. Иногда он их безжалостно сокращает, иногда переставляет местами, но никогда не переписывает.

«Тексты Шекспира для меня священны. Мы иногда подчеркиваем какие-то контрасты его пьес, делаем их немного сумасшедшими, доводим до абсурда. Еще мы как бы очищаем содержание от исторических напластований для того, чтобы сфокусировать внимание на главном персонаже. Спектакль – это своего рода видение, сон главного персонажа о нем же самом», - рассказывает Лаводан.

«Никаких внутренних ограничений» – главный принцип Лаводана при постановке Шекспира. Поэтому его Ричард III читает монологи под электронную музыку, Гамлет похож на средневекового монаха, а Офелия превращается сразу в трех ведьм.

Участница мастер-класса Ольга Соротокина говорит: «Это достаточно необычно, это такой Шекспир, которого я раньше не видела. И мне показалось очень интересно, что это сделано очень современно и с чувством юмора».

Уже в январе, в Париже, - очередная премьера спектакля Лаводана – «Макбет». А к 2012 году французский режиссер планирует завершить работу над оперой «Вишневый сад» - по мотивам знаменитой чеховской пьесы.