18.10.2010 | 15:30

К семидесятилетию художника Юрия Купера

«Не весь Купер» - такое название получил выставочный проект галереи «Наши художники», приуроченный к семидесятилетию Юрия Купера. Просто представить в рамках одной экспозиции все грани творчества этого мастера задача почти невыполнимая. С 1965-го года один из лидеров советского неофициального искусства живет в США и успешно работает едва ли не во всех жанрах. При этом сам Юрий Купер утверждает: «Вся моя эстетика - от ностальгии по коммуналке». В числе первых зрителей выставки оказались и «Новости культуры».

Последние приготовления перед открытием выставки. Здесь будут показаны ювелирные изделия Юрия Купера. Просто разместить их на бархатной подкладке художнику было бы неинтересно. Специально для этой выставки он придумал стул-витрину. Так всегда в творчестве Купера: границы между видами и жанрами искусства – нечетки, как и очертания предметов на его картинах.

«Иногда от работы в театре появлялись новые возможности, я их использовал в живописи. Иногда из работы в книге, иногда при работе над скульптурой. Это все настолько перемешано», - рассказывает Юрий Купер. «Это художник, который работает абсолютно во всех областях, он ничего не боится и везде проявляет свою замечательную простоту и вкус. Простоту и декоративность. И когда на это накладывается тонкий вкус – тогда и возникает то самое, что мы называем искусством», - отмечает галерист Наталия Курникова.

Юрий Купер – настоящий виртуоз. Он работает с холстом, деревом, стеклом и металлом, создает коллажи и литографии. Эскизы костюмов к опере «Кармен» представлены в виде шелкографии на металле. А рядом можно увидеть сами костюмы – такие же богатые по фактуре, как и живопись Купера. Если границы между жанрами размыты, что уж говорить о границах между формой и содержанием.

Купер остается верен себе, даже когда занимается книжной графикой. Его последняя работа в этой области – библейская «Книга Иова». Этот титанический труд с железной обложкой существует всего в 30 экземплярах. Трагедии Пушкина «Моцарт и Сальери» повезло больше – Купер создал 150 экземпляров книги. Основной мотив – кружевные узоры – художник подсмотрел в музее-заповеднике «Михайловское», где Пушкин работал над «Маленькими трагедиями». Так нашего классика еще никто не иллюстрировал.

«Мы сейчас будем делать новый проект – «Медный всадник» Пушкина. Естественно, классиком этой иллюстрации, иллюстрирования этой вещи, был Бенуа. Но я буду делать совершенно, чтобы это близко даже к Бенуа не стало», - уверяет Юрий Купер.

Эта выставка – всего лишь замочная скважина в мир художника. Можно долго изучать его картины, графику, ювелирные работы, скульптуры и костюмы, но в любом случае, это «Не весь Купер» – о чем напоминает название выставки.

 

Читайте также: «Замочная скважина в мир художника» Юрия Купера