19.10.2010 | 11:09

Легендарные музеи Дрездена отмечают юбилей

«Мой восторг превзошел все границы!» - по преданию, именно эту фразу произнес Гете после посещения галереи старых мастеров в Дрездене. С некоторыми вариациями, и, разумеется, на разных языках эти слова повторяют миллионы туристов и в наши дни. В этом году всемирно известные музеи Дрездена – а в городе с полумиллионным населением их двенадцать – отмечают 450-летие. История знаменитых саксонских собраний началась в XVI веке с коллекции курфюрста Фридриха Третьего. Сегодня «музейный» Дрезден - лучший пример бережной заботы о прошлом - и гармоничного сосуществования традиции и современности. Рассказывают «Новости культуры».

 

«Соковыжималка для цитрусовых» – так в народе называют знаменитое здание архитектора Липсиуса, ныне галерею актуального искусства. С культурным наследием у дрезденцев отношения особые: им не просто гордятся - о нем заботятся. Так, знаменитая Фрауенкирхе, после бомбардировок 45-го года превратившаяся в груду развалин, была восстановлена в основном на пожертвования граждан. Сейчас любители искусства и общественные фонды собирают средства на реставрацию картины из дрезденской серии Джованни Каналетто. В руках реставраторов оказались и работы придворного художника Самуэля Мока.

По словам реставратор графики Вибке Шнайдера, «это очень редкая гуашь на пергаменте. Она позволяет представить, как выглядел парадный зал замка-резиденции в XVIII веке. Здесь отошли слои краски и их нужно очень аккуратно закрепить».

Великолепный Дрезден и на рисунке, изображающем придворные празднества на берегу Эльбы. Саксонские правители, знатоки искусств и меценаты, увековечены на знаменитой стометровой фреске «Парад курфюрстов». Один из них, Август Сильный, считается основателем коллекции старых мастеров. А его сын, Август III приобретал в Италии уже целые собрания картин. Специально для них Готфрид Земпер построил здание в ренессансном стиле. Это был крупнейший музейный проект XIX века.

«Его величество Рафаэль Урбинский!» - такими словами тогдашний директор галереи Карольсфельд приветствовал величайшую картину всех времен и народов, когда в 1855 году она заняла свое нынешнее место. Но это был не последний переезд Мадонны с младенцем. После Второй мировой войны на целых десять лет они получили московскую прописку.

Сикстинской мадонне и другим дрезденским полотнам, серьезно пострадавшим во время войны, пребывание в СССР пошло на пользу. Над реставраций картин, а их было более 1200, работали такие мастера, как Виппер и Корин.

«Несколько лет назад я приехал в Москву встретиться со своими коллегами. Пришел в Пушкинский музей, у входа представился. И тут кассирша воскликнула: «Ах, Вы из Дрезденской галереи! Я помню, когда я была маленькой девочкой и Сикстинская мадонна висела здесь, в Москве, слева и справа от нее стояли солдаты с винтовками наперевес», - рассказывает Бернхард Маац. Директор Дрезденской картинной галереи Старых мастеров.

В 1956 году, из политических соображений, Советский Союз безвозмездно вернул Германии ее культурное наследие. Ну а теперь политика ни при чем. Бернхард Маац говорит о том, что Дрезденская галерея «неоднократно обменивалась экспонатами с российскими музеями и собирается продолжать это сотрудничество».

Русский след ведет и в Альбертинум. Специально для коллекции скульптуры в конце XIX века, перестроили здание старой Оружейной палаты. Первый директор музея, Георг Трой, был уроженцем Санкт-Петербурга. На протяжении 20 лет он вел переписку с Иваном Цветаевым, который хотел «устроить в Москве «маленький Альбертинум». Руководствуясь советами немецкого коллеги, Цветаев устроил…Музей изобразительных искусств. Сейчас дрезденский Альбертинум славится своим богатейшим собранием немецкой романтической живописи, полотен импрессионистов, представителей югендстиля и актуальных художников.

«Ядро нашей коллекции скульптуры – это произведения XVIII века, Роден и работы современных авторов. Для дрезденского музея это очень важно – показать, как старое и новое гармонично сосуществуют в едином пространстве», - рассказывает директор Галереи скульптуры музея «Альбертинум» Мориц Вельк.

В едином пространстве города на Эльбе сочетаются исторические традиции и современный подход к культурному наследию. Наверное, поэтому так легко забываешь, что весь барочный центр столицы Саксонии, почти полностью разрушенной во время войны, был отстроен заново каких-то полвека назад.