19.10.2010 | 19:48

В Конкурсе пианистов им. Фридерика Шопена лидирует Россия

Международный конкурс пианистов Фридерика Шопена в Польше в этом году проходит с небывалым размахом. Год особый – шопеновский - на родине композитора его 200-летие отмечается как национальный праздник. А Шестнадцатый международный конкурс пианистов, проходящий раз в пять лет, демонстрирует качество мировой пианистической школы. Приятно отметить, что в этом году в финале лидерство у России. Из столицы Польши передают «Новости культуры».

 

В Польше Шопен – икона. Музыка композитора звучит в храмах, музеях, концертных залах и парках. Порой заиграть полонез Фридерика Шопена может даже обычная скамейка.

Звучащими скамейками здесь никого не удивишь. Тем более если они звучат вблизи памятника композитору, в центре Варшавы. В эти дни здесь особенно многолюдно – в столице проходит Конкурс имени Шопена. И услышать его музыку и не увидеть то, каким его увидел архитектор Вацлав Шимановский – непростительная оплошность. В 1926 году польские власти задумывали комплексное восстановление памяти о композиторе, которого уже были готовы забыть: открытие памятника и конкурса. Памятник открыли, а вот первый конкурс состоялся позже - в 1927-м. Победу тогда одержал советский пианист Лев Оборин.

Сейчас финал конкурса тоже выглядит по-русски. Его уже так и назвали - «финал а-ля рюс». Из десяти его участников - пять из России. Среди них – лауреат последнего конкурса имени Чайковского Мирослав Култышев, а также участник конкурса «Щелкунчик» и обладатель третьей премии последнего Евровидения Даниил Трифонов.

Вышедшего со сцены Даниила обступают корреспонденты и поклонники. Кстати, всего на конкурсе имени Шопена работают 50 съемочных групп. Однако Трифонов думает не об этом, а о том, как сложно попасть в нужное для исполнения этой музыки состояние.

Даниил Трифонов, участник конкурса им. Ф. Шопена (Россия): «Шопен настолько тонкий, что малейшее непопадание в состояние ведет либо к пошлости, либо к академизму. Это как по лезвию ножа».

О том же говорила и пианистка Белла Давидович. В 1949-м она сама выиграла шопеновский конкурс и теперь может сравнивать то, как играли 60 лет назад, и как это делают сейчас.

Белла Давидович, член жюри Конкурса им. Ф. Шопена: «Темпы увеличились. Все идет быстрее, играется быстрее. Этюды, к сожалению, полонезы. Но что делать? Время такое – все убыстрилось».

Даже на постконцертную рефлексию у поляка Павла Вакарецкого времени остается очень мало.

Всех удивляет в этом году отсутствие в финале представителей азиатских стран. Что в последнее время – нонсенс.

Анджей Ясиньский, председатель жюри конкурса им. Ф. Шопена: «Для меня это тоже большой сюрприз. Они интеллигентные пианисты, играют технично, хорошо. Но у русский есть лиризм – также как и у поляков и болгаров - для Шопена очень нужный».

Тем не менее среди слушателей очень много представителей из стран Азии. В свободное от конкурсных прослушиваний время они приходят в Костел Святого Креста, где в капсуле замуровано сердце Шопена. В несколько раз увеличилось в эти октябрьские дни и число посетителей открытого в этом году Музея польского композитора. На месте старого, с обыкновенными коллекциями, в Варшаве появился новый - современный музей.

Ивона Сыговская, сотрудник Музея Фридерика Шопена: «Просто нам хотелось, чтобы человек не только больше узнал о музыке и жизни Шопена, но и полюбил то, что он написал. Если бы мы делали это традиционно, это было бы скучно и неинтересно. А так, благодаря мультимедийным технологиям, слушатель становится соучастником жизни композитора».

Одним движением руки загорается зеленый свет и звучит музыка Шопена. Впрочем, для Варшавы это не новость.

Читайте также:
Юлианна Авдеева победила на конкурсе имени Шопена в Варшаве