20.10.2010 | 11:33

Фестиваль "Cоло": один на один со зрителем

Наедине со всеми, или «Cоло». Третий Международный фестиваль моноспектаклей в культурном центре «На Страстном» приглашает зрителей на испытание «самым мужественным жанром». Именно так характеризует театр одного актера председатель оргкомитета фестиваля Константин Райкин. Кстати, его знаменитый моноспектакль «Контрабас» 1 ноября завершит программу показов. Но прежде на сцену предстоит выйти 13 отважным солистам, представляющим театральные школы России, Италии, Германии, Греции, Израиля и Украины. Отметим, что одна из целей создания фестиваля «Соло» - популяризация жанра. И не у профессионалов, а у российских зрителей, зачастую воспринимающих театр только как развлечение. Рассказывают «Новости культуры».


У «Соло» собственное пространство в театральной Москве. Фестиваль сразу получил статус международного. Актеры из Италии, Германии, Греции, Латвии, России один на один со зрителем. Каждому из них есть что сказать. «Интерес в том, что это воплощается одним человеком, без подпорок, без ансамбля», - говорит Евгений Стеблов, член оргкомитета фестиваля.

«Рыдание» Кшиштофа Бизе Виктор Рыжаков раскопал на фестивале «Новая драма». На читку вместо трех актрис позвал Светлану Иванову, и сложился спектакль. Теперь каждый раз они рыдают вместе. Актриса Светлана Иванова признается «Рыдать сложно, особое состояние не всегда».

Светлана играет сразу трех неудачниц - бабушку, дочь и внучку. У каждой куча проблем, а главное - потерян смысл жизни. Она проживет три судьбы, три монолога длиною в час. «Нет момента, чтобы прийти в чувство, - говорит Светлана. - Это как поезд пошел, и лишь к финалу будет остановка».

Это второй заход Виктора Рыжакова на «Соло». На собственном опыте знает, что там почти нет грани между зрителем и сценой. Там каждый нерв обнажен, актер словно без кожи. «Мне ближе слово "соло", чем "моно", - признается Рыжаков. - Соло, когда я один на один должен создать театр. Более точно это искусство исполнителя, которое создает полноценный театр на глазах у зрителя».

Теодорос Терзопулос - большой специалист по античности. На «Соло» в Москву он привез «Эремос», что в переводе означает одиночество. Спектакль откроет фестиваль. В основе постановки лежат тексты итальянского философа Микельштедтера – знаменитая диссертация «Риторика и убеждение» и отрывки из Гераклита и Эсхила.

«В нашу эпоху, обедненную духовно, для меня важны истинно великие тексты, в которых есть глобальные идеи, - говорит Терзопулос. - В них есть конфликт. Это может быть конфликт человека с богом, человека с самим собой, человека с обществом. То, чего не хватает нашей эпохи – величия конфликта».

Теодорос сделал спектакль вместе с итальянским актером Паоло Музио. Они вместе с 1993. Вначале была «Антигона», теперь «Эремос», где у каждого свой выбор. Паоло Музио рассказывает: «Этот спектакль - агония человека, запертого внутри собственного сознания, который силой мысли создает клетку, из которой не хочет и не может выбраться».

Теодорос весь спектакль проведет спиной к залу. Будет говорить античные тексты, раскапывая глубины человеческого подсознания. «Актер на сцене создает подобие зеркала, в которое смотрят, и у зрителя есть два выхода - увидеть себя и понять либо разбить зеркало», - говорит Терзопулос.

Они соберутся на тринадцать дней, чтобы достучаться до каждого, кто придет в центр «На Страстном». Там нет случайных людей, случайных спектаклей и случайных тем. «В каких точках сходится «Соло»? Определенно в одном – вниманию к человеку, к тому, что такое человек», - подчеркивает режиссер Виктор Рыжаков.