20.10.2010 | 21:05

"Вспоминая будущее…". Выставка в карельском Музее изобразительных искусств

Ровно пятьдесят лет назад - 20 октября 1960 года - впервые открыл двери для посетителей Музей изобразительных искусств Карелии. За полвека существования здесь сформирована уникальная коллекция, которая насчитывает более шестнадцати тысяч экспонатов – от произведений древнерусской живописи до полотен нонкомформистов. Сотрудники музея говорят, что собрать такие шедевры непросто, хотя Карелия – настоящий кладезь сокровищ. Но вот сохранить их гораздо сложнее. Рассказывают «Новости культуры».

95 работ, представленных на выставке новых поступлений и реставрационных открытий, - это лишь треть тех произведений искусства, которые пополнили коллекцию музея за последние пять лет. Старинные северные иконы и парадные портреты венценосных особ восемнадцатого-девятнадцатого веков, отечественное искусство двадцатого века. Некоторые из этих работ не один десяток лет хранились в запасниках и ждали часа своей реставрации, другие - новички - появились здесь всего несколько месяцев назад.

Художник-реставратор Ирина Куспак, рассказывает об иконе, отреставрированной этим летом: «Икона очень интересная, датирована 1770 годом. Это тоже очень редко, когда известна точная дата написания иконы».

Уникальная икона «Архангел Михаил – грозных сил воевода», раскрытая во Всероссийском реставрационном центре имени Грабаря, занимает на выставке особое почетное место. Но дорога она сотрудникам музея еще и тем, что чудом уцелела во время недавнего пожара в реставрационных мастерских.
Непростая судьба постигла и икону «Страшный суд», написанную в середине девятнадцатого века мастером-старообрядцем Симеоном К. Странным образом она попала в православный храм.

Как рассказывает Владимир Платонов, хранитель фонда древнерусского искусства Музея изобразительных искусств Карелии, «старообрядцы в середине XIX века, когда их центр в Данилове был разрушен, начали ездить по нашему краю – по Заонежью - и писали иконы для православных храмов. Крестьяне очень ценили их искусство и часто приглашали работать для православных храмов».

Еще совсем недавно многие из этих произведений, например, портреты императрицы Екатерины II и активного деятеля петровской эпохи воронежского епископа Митрофана, не могли быть выставлены по идеологическим соображениям. Так же как картины российских художников-нонконформистов, в шестидесятые-восьмидесятые годы прошлого века отрицавших традиционное советское искусство. Сейчас, наконец, эта проблема решена, но появилась другая – недостаточность средств на приобретение новых экспонатов. Навстречу идут и музеи-партнеры, и сами художники.

«Любой художник хочет находиться в музее. Проблемы с закупками существуют во многих отечественных музеях. Я считаю правильным, если художник передает свои работы в дар музею, если, конечно, они соответствуют музейному уровню», - комментирует Евгений Орлов из Санкт-Петербурга, художник, директор Музея нонконформистского искусства.

Работы петербургских нонконформистов Евгения Орлова и Геннадия Зубкова показались искусствоведам настолько интересными, что им уже отвели место в постоянной экспозиции музея. Другие экспонаты будут использованы в будущих тематических выставках.