21.10.2010 | 00:16

В Москве открылся фестиваль моноспектаклей "SOLO"

Один человек на сцене. Это ситуация, когда актер, его нервы, партитуры, его эмоции – это и есть сам спектакль, моноспектакль. Сиюминутное общение глаза в глаза, которое может дать только театр. Константин Райкин считает, что это самый мужественный вид искусства. Руководитель театра «Сатирикон» - председатель оргкомитета Международного театрального фестиваля моноспектаклей «SOLO». Он открылся сегодня в Москве. Сам Райкин покажет уже ставший легендарным «Контрабас». За пару недель публика увидит 14 моноспектаклей разных театральных школ России, Италии, Израиля, Германии и Украины. Открылся фестиваль работой греческого режиссера Теодороса Терзопулоса «Эремос». Рассказывают «Новости культуры».

 

 

Фестиваль моноспектаклей на Страстном собирает много театральной молодежи. Путь от актера к зрителю здесь сокращен максимально. Здесь актеры один на один со зрителем, а режиссерам не нужно думать о масштабе.

Среди публики нет случайных людей. Такие спектакли требуют подготовленного зрителя.

Историк театра Алексей Бартошевич говорит, что «это строгий, суровый, аскетичный тип театра, чтобы воспринимать его нужна соответствующая публика».

Открыл фестиваль «Эремос» Теодороса Терзопулоса. Фигура культовая в мировом театре. Большой специалист по древнегреческой трагедии, знаток человеческой души. Человек конфликта и яростного диалога.

«Я чувствую яростный диалог внутри себя., яростную борьбу с самим собой. Значит я живу и продолжаю борьбу с миром, который хочет меня поработить. Нынешним людям не хватает этой борьбы. Они пассивны и подчиняются деньгам, а это значит конец всему», - говорит режиссер.

Лучше него вряд ли кто-то сегодня знает античный театр. Может быть потому, что родился Терзопулос в той же деревне что и Еврипид, учился у Хайнера Мюллера он - настоящий революционер на театральной сцене. А его «Эремос» - манифест человеческого духа.

«Этот текст связан с настоящим. В нем вопросы о смысле существования, о смысле человеческого существа в целом. А чтобы понять это, нужна классическая культура, высокая литература, в которой всегда стоит вопрос выбора», - говорит итальянский актер Паоло Музио.

О вопросах выбора Терзопулос говорил всегда, в разных странах, на разных языках. И когда двадцать пять лет назад с Аллой Демидовой и Дмитрием Певцовым поставил, впервые в России, «Квартет» Мюллера. Потом «Медею. Материал» с монологами Еврипида и «Гамлет. Урок» - моноспектакль для Демидовой.

«И вот это соединение архаики с немецким экспрессионизмом, с некоторым интеллектуальным цинизмом и с пьесами Мюллера, выдвинуло Теодора в первый ряд современной режиссуры», - говорит актриса.

На сцене они вдвоем – Теодорос Терзопулос и актер Паоло Музио. Пятьдесят пять минут говорят на языке Гераклита и Эсхила. Античные тексты разбавляют фрагментами диссертации «Убеждение и Риторика» итальянца Карло Микельштедтера, закончившего жизнь самоубийством. Эти двое заменяют хор, обязательный в античности, держат на крючке зрителя - которого не пугают ни длинные монологи, ни долгий плач. .

По мнению директора института искусствознания Дмитрия Трубочкина, «Теодорос сумел найти ключ соединивший нас с каким-то очень древним, архаичным экстазом, который находится на перекрестье традиций Запада и Востока.

Четырнадцать спектаклей за тринадцать дней. И это все о человеке, чтобы понять самое важное - какие мы.