22.10.2010 | 11:02

Выставка "Чаша жизни" к 140-летию со дня рождения Ивана Бунина

«Последний рыцарь» русской дворянской культуры – и первый русский лауреат нобелевской премии по литературе. Сегодня исполняется 140 лет со дня рождения Ивана Бунина. Государственный литературный музей посвящает юбилею классика «Чашу жизни». Название мемориальной экспозиции заимствовано у одного из бунинских рассказов. Но его можно трактовать и символически – впервые жизнь писателя, тесно переплетенная с судьбой России, представлена так полно – и в столь выразительных деталях. Рассказывают «Новости культуры».

 

 

Бунину не везло с юбилеями. Его столетие совпало со столетием Ленина. Конечно, в такой год никто не отважился бы вспоминать белоэмигранта. 110-летие затмил 100-летний юбилей Блока. 125-летие совпало со 100-летием Есенина – и опять автор «Темных аллей» остался в тени. Исследователи творчества Бунина разводят руками – что ж тут поделаешь, если нобелевский лауреат всю жизнь оставался на родине персоной нон грата.

«Был снят запрет с имени Бунина после смерти Сталина, и тут очень активно начались работы по его изучению, изданию… Но этот запрет был снят с имени (и то частично), а с творчества этот запрет оставался, как я сказал, до конца восьмидесятых годов очень строгий, например, если взять его дневник «Окаянные дни», - рассказывает исследователь творчества писателя Сергей Морозов

Выставка открывается документальным фильмом о получении Буниным Нобелевской премии. В картине использована уникальная запись стихов Ивана Алексеевича в авторском исполнении.

Мало кто знает, что первые уроки литературного мастерства молодой Бунин получил от Великого князя Константина Романова, на досуге писавшего стихи. На выставке представлен фрагмент их переписки. Выставка «Чаша жизни» – это серьезный экскурс в историю литературы, но в то же время – и вернисаж, на котором можно увидеть никогда не публиковавшиеся дружеские шаржи на Бунина и работы современных молодых художников, посвященные ключевым этапам жизни писателя.

По словам куратора выставки Ольги Залиевой, «желанием организаторов было сделать эту выставку одновременно очень строгой, изысканной, каким был и сам Бунин, эстетской, и в то же время эмоционально насыщенной и напряженной – это в характере и в натуре самого Бунина».

Витрина с личными вещами Ивана Алексеевича – предмет особой гордости сотрудников Литературного музея. Экспозиция к 140-летию писателя – единственный шанс для широкой публики увидеть эти вещи, хранящиеся в частном собрании. В них – весь Бунин, которого называли последним представителем уходящей дворянской культуры и которому выпала отнюдь не дворянская судьба.

«Самое интересное на самом деле – следить, как менялось лицо Бунина. Вот молодое прекрасное лицо, затем лицо очень зрелого, умного, красивого, элегантного человека. А дальше – годы революции – 1918 год, и фотография этого времени говорит за себя больше, чем любые документы эпохи. И вдруг после 1925-го года он молодеет, хорошеет. Бунин становится еще красивее, чем был в молодости», - говорит Ольга Залиева,

Фотографий пожилого Бунина почти не сохранилось. В последнем зале посетителей ждет еще одна редкая находка – снимок 1951 года, где писатель сидит рядом со своим живописным портретом. Впрочем, в памяти потомков Иван Алексеевич навсегда остался прекрасным и благородным, как на знаменитой картине Владимира Россинского.