22.10.2010 | 11:08

Московский концептуализм - в контексте времени и пространства

Концептуализм в искусстве рождается тогда, когда «художник начинает мазать не по холсту – а по зрителю». Проверить, насколько верно определение, данное самим Ильей Кабаковым – можно на выставке, которая открывается в галерее фонда культуры «Екатерина». «Поле действия. Московская концептуальная школа и ее контекст» - это попытка исследования советского неофициального искусства 70-х-80-х. Конечно, Кабаков, а также Булатов, Монастырский, Пивоваров – и другие «мэтры» арт-подполья. Всего – более трехсот работ. На монтаже выставки побывала съемочная группа «Новостей культуры».

 

 

Если считать, что Малевич «Черным квадратом» убил живопись, то концептуалисты ее похоронили. На этой выставке можно увидеть, как это было. 88-й год, Москва, знаменитые Сандуны. Художники-концептуалисты – вот они, в бассейне – показывают свое искусство. В мужском отделении. Пускали женщин. Тогда, в далеких восьмидесятых, концептуализм многими воспринимался, как хулиганская выходка. Пафосу официального искусства концептуалисты противопоставили рефлексию и иронию. Главное – не образ объекта, а его «смысл». Например, один приглашенный на выставку художник, прислал телеграмму, в которой написал, что помнит о приглашении. Эту телеграмму и продемонстрировали зрителям в качестве произведения искусства.

«Интересно, что он возникает одновременно и в России, и на Западе. Причем, независимо друг от друга. Если мы вспомним первые таблицы-картины Кабакова, то это как раз 69-й год – время первой выставки концептуализма в Нью-Йорке. Это одновременное событие, но на Западе и в России концептуализм опирался на разные традиции», - рассказывает куратор выставки Александра Данилова.

В Америке концептуализм появился как протест против коммерческого искусства- поп-арта и масс-медиа. В СССР – как альтернатива «простому обаянию» соцреализма. В «пантеон» советского искусства – как один из ключевых стилей эпохи – «подпольные» художники вошли только в конце восьмидесятых. Тогда, на волне перестройки и гласности, Сотбис провел в Москве торги – на которых впервые были выставлены и работы московских концептуалистов.

«После аукциона Сотбис, который вселил в художников надежду и окончательно поставил крест на эпохе закрытости, неофициальности искусства… С другой стороны, еще не произошло осознание той самой современной коммеречской постмодернистской ситуации, которая сильно регламентирует художественную свободу», - говорит Александра Данилова.

После того знаменитого аукциона для концептуалистов наступило золотое время. Но длилось оно недолго. После отмены всех запретов, концептуальное искусство, как считают некоторые критики, умерло. Другие же напротив, утверждают, что концептуальным стало все современное искусство. А для некоторых авторов это очень удобно. Даже при полном отсутствии мастерства всегда можно сказать – концепция такая.