Новости

08.04.2017 | 18:05

Марк Розовский поставил спектакль "Папа, мама, я и Сталин" по семейным архивам

Восемьдесят лет исполнилось на этой неделе Марку Розовскому, очень знаменитому и очень литературному театральному режиссёру, автору инсценировок и постановщику громких спектаклей по Толстому, Карамзину, Чехову, Набокову, режиссёру, который работает по завету Станиславского, писавшего Немировичу-Данченко: «Необходим в следующем сезоне некий захват зрителя!». А ещё некоторые называют Розовского режиссёром-антисоветчиком. Возможно, по этой причине и точно по многим другим, чисто художественным причинам, Розовский поставил к собственному юбилею спектакль «Папа, мама, я и Сталин», в основе которого лежит его же книга того же названия.

«Мы никогда не выйдем на чистую дорогу, пока будем топать вместе со Сталиным», – говорит Розовский. Режиссёр обращает внимание на то, что у Большого советского террора была своя драматургия, при всей витиеватости и засекреченности она имела простую конструкцию, вертикальную – от вождя, подающего сигналы, до местных властей, непосредственно исполняющих аресты и расстрелы. Драматургия Розовского – горизонтальная, это линия жизни, его отца, его матери, его самого, рождённого в том самом 1937-м.

«Папа, мама, я и Сталин» – название спектакля четко обозначает круг тем и степень личной вовлеченности. Марк Розовский сделал работу, к которой, возможно, подбирался всю жизнь. Документальная история – рассказ о любви родителей и о драме семьи, попавшей под колесо сталинских репрессий. О том страшном, что повлияло на всю его жизнь. В основе – семейные архивы, трепетно сохраненная переписка родителей, следственные дела и собственные воспоминания. Спустя четыре года после написания книги с одноименным названием – долгожданный спектакль.

«Я хочу здесь свои кишки положить, я хочу, чтоб вся моя жизнь здесь была отражена. Это не слова, это попытка скромно сделать свое дело», – признался Марк Розовский.

Розовскому было восемь месяцев, когда его отца арестовали. В следующий раз они встретились, когда Марку было девятнадцать. Спустя многие десятилетия, читая дело отца – четыре толстые пачки, присланные по запросу с Камчатки, Розовский говорит – плакал, осознавая, через что пришлось пройти его отцу: доносы, допросы, пытки, разлука с женой и сыном.

«Сегодня какая главная угроза для всех нас? Терроризм. Так вот товарищ Сталин – говорю об этом ответственно – был самым большим террористом в истории человечества, потому что из-за него погибли миллионы людей. И эта история – крупинка, маленькая крупинка в этой каше, огромной, кровавой. Так вот давайте разбираться, анализировать», – призвал режиссёр.

Для Розовского важно этим спектаклем отдать долг – и своим родителям, и людям, жившим в ту страшную эпоху. Он подчеркивает: ужасы сталинского времени – не только расстрелы и физическая расправа. Но также разрушенные семьи, сломанные любови и жизни, миллионы детей, выросших без родителей. Многое из того, что есть в этом историческом спектакле, и сегодня кажется режиссеру актуальным.

«Папа, мама, я и Сталин» – одна история из сотен тысяч. Одна – из миллионов. И всегда – единственная. Очень точная и пронзительно человечная. Рассказанная автором предельно откровенно.       

Новости культуры