25.10.2010 | 13:08

Поле действия московского концептуализма

«Московская концептуальная школа» – творчество этого объединения современных художников часто называют «интеллектуальной вспышкой в неофициальном советском искусстве». В числе создателей этого направления - Илья Кабаков, Эрик Булатов, Андрей Монастырский, среди продолжателей - Вадим Захаров, Андрей Филиппов – те кто, занимается современным искусством сегодня. Выставка в залах фонда культуры «Екатерина» очерчивает «поле действия» влиятельного движения семидесятых-восьмидесятых, и восстанавливает контекст его понимания. Выставка так и называется – «Поле действия». Рассказывают «Новости культуры».

 

 

«Музеификация» – одна из любимых игр московского концептуализма, - теперь «взаправду». «Поле действия» - основательная выставка на три этажа: хронология, документация, имена, группы, концепции, - академическая чистота и порядок.

По мнению художника Игоря Макаревича, «выставка безупречно выстроена».

Он вспоминает участников движения, которым некогда был концептуализм, среди них и Николай Панитков. У его дачи располагалось то поле, на котором проходили акции группы «Коллективные действия». Сегодня поле застроено, та пустота, на которую концептуалисты «наворачивали» свои концепции – исчезла, а вот концептуализм - жив.

Выставка начинается с предисловия - с работ модернистов-шестидесятников. Что отличало концептуалистов от старших товарищей по неофициальному искусству?

Николай Панитков полагает, что «ирония, отстранение от пафоса и восприятия художника, как демиурга». Вместе с Игорем Макаревичем они говорят об игровой составляющей концептуального искусства. Возникает закономерный вопрос, а что отличает концептуализм от актуального искусства наших дней?

Как говорит куратор Иосиф Бакштейн, «люди были движимы внутренним творческим импульсом, нет того привкуса бизнеса, который чувствуется во всем, что мы сейчас делаем».

Социальный контекст концептуализма: выставки квартирные и в мастерских, перформансы на окраинах. Теория, родившаяся в кухонных разговорах и отпечатанная на машинке. Документация - фото из частных архивов, любительская съемка. Герметичная группа сообщников. Концептуализм всегда был делом людей читающих, а еще тех, для которых единственной формой протеста против идеологии и общего устройства жизни - было искусство. Выставка «поле действия» передает атмосферу движения. А кроме того, фиксирует такой промежуточный момент, когда концептуализм уже готов «забронзоветь», но на самом деле еще тут как тут - «тепленький». По мнению куратора выставки Александры Даниловой, «он перестал быть актуальным, но еще не стал историей». Остается считать «Поле действия» выставкой живых классиков современного искусства.