04.04.2017 | 10:41

В Музее Востока выставлены работы художника Порфирия Фальбова

«Процесс работы над холстом – это познание, изучение и раскрытие тайн», – так говорил Порфирий Фальбов. Выставка работ художника представлена в Государственном музее Востока. Своим названием – «В защиту радуги» – экспозиция отсылает к статье Фальбова, который был не только живописцем, но и теоретиком искусства. А его идеи находили воплощение в лирических пейзажах и натюрмортах. Репортаж Алии Шарифуллиной.

«Поиски нового – это не просто блажь, и тем более не чудачество и не дурачество. Это закон развития искусства, закон жизни», – говорил Порфирий Фальбов. Этому принципу сам художник был верен всегда. Выпускник Московского художественно-технического института свои исследования начал с конструктивизма. Затем увлекся цветом. Его теория «В защиту радуги» основана на поиске дополнительных возможностей, которые дает сочетание цветов.

«Когда существует сопоставление двух цветов, они всегда рождают третий. Здесь это очень видно: как цвета создают вокруг себя ауру и появляются такие неоновые натюрморты», – поясняет куратор выставки Мария Филатова.

В 1933-м году Порфирий Фальбов приехал в Душанбе. Этот город стал для него настоящим вдохновением. Тогда художник начал рисовать пейзажи. В его работах – мягкий свет, разреженный воздух, дымка, порой заволакивающая все пространство. За такое видение природы яркого Душанбе современники называли Фальбова чудаком.

«Его эксперименты с цветом воспринимались многими как то ли сумасбродства, то ли отсутствие профессионализма. Некоторые подходили к его разбеленным работам и не видели там вообще ничего», – отмечает организатор выставки Рустам Сулейманов.

Но Фальбов считал, что живопись – это отдых, предоставляемый человеку после трудового дня. Значит, она должна быть мягкой, легкой, а не жесткой и тяжелой. Его работы на первый взгляд могут показаться слишком лаконичными, но это оптический обман – говорит художник Александр Волков: «Небольшие этюды и пейзажи, такие чистые, ясные. Самое главное, что там нет ни одного лишнего пятна, лишнего кусочка. Сделано очень легко, хотя говорят, что над некоторыми он работал по сорок часов».

В архиве семьи Фальбова сохранились его заметки – размышления о природе цвета и света, гармонии и красоте; рассуждения о предназначении художника. А также эскизы к «неживописным» работам: он придумал новый вид трехмерного станка-пантографа для изготовления точных копий скульптур и создал схему превращения пневматических музыкальных инструментов в электрические. Сегодня, спустя полвека, эти изобретения продолжают изучать и восхищаться незаурядным видением мира Порфирия Фальбова. 

Новости культуры