26.10.2010 | 12:02

Сердце театральной Америки

Один из самых известных театральных центров Америки находится вдали от мегаполисов. Он расположился в небольшом городке Уотер-фронт на северо-востоке страны и носит имя знаменитого драматурга Юджина О’Нила. Уже более сорока лет там работает одна из самых авторитетных театральных школ Америки. Как глухой уголок штата Коннектикут превратился в место, куда мечтают попасть начинающие режиссеры, актеры и драматурги – у «Новостей культуры».

 

 

 

Главный менеджер Театрального центра Юджина О’Нила Джилл Мориц может говорить о театре бесконечно: «Знаете такого мальнького зверька, издающего неприятный запах? Скунс называется. У нас здесь их полно. Этим летом, когда играли пьесу, скунс выбежал вон туда, за спины актеров, наша искушенная публика, знаете ли, очень живо реагировала».

Здесь учатся играть и живут легко, играя. Самая желанная площадка под открытым небом для всех, чье призвание – театр, находится в одном из самых недосягаемых мест Новой Англии – недалеко от маленького городка Уотерфронт, у самого берега океана. Это земля штата Коннектиткут – родина мускатных орехов, строгих нравов и первых янки – если верить Марку Твену.

Между американской глубинкой и русской гораздо больше общего, чем можно подумать сначала. И это не только наличники, которые основатель театра Джорж Уайт привез сюда, в Коннектикут, из России. Здесь также горячо как в России любят театр.

У студентов театрального центра О’Нила – миллион возможностей попасть в мир театра и все театры мира. Уже много лет существует и специальная русская программа – обучение в школе-студии МХАТ и в петербургской театральной академии. Удивительно, что этот далекий от цивилизации кусок никому не нужной прибрежной зоны стал раем на земле для юных драматургов, актеров и режиссеров вопреки законам всего американского театрального бизнеса.

Как рассказывает Джеф Джанишески, художественный руководитель Национального Театрального Института при театральном центре О’Нила, «это случилось в семидесятые годы прошлого века. Основатель центра – Джорж Уайт был театральным продюсером в Нью-Йорке, у него было много связей в этом мире. Однажды он обнаружил, что у молодых талантов нет никакой площадки для самореализации. И тогда он купил разрешение на использование этой земли, пригласил всех своих друзей – знаменитых актеров, режиссеров, драматургов – и тут все и началось»

Полчаса йоги, легкий завтрак и вперед – день у студентов театрального центра Юджина О’Нила расписан по минутам – до наступления темноты надо освоить максимум по одному из выбранных заранее направлений – драматургия, актерское мастерство, режиссура. Есть классы по кабаре, кукольному театру и театральной критике. Студентов разных направлений объединяют в рабочие группы, и они готовят спектакль, который потом и представляют коллегам.

Провести здесь лето могут и студенты высших учебных заведений Америки – не для того, чтобы освоить «вторую профессию», а, как говорится, «для общего развития». Профессорам, прибывающим из всех штатов, предлагают проживание в особом доме – кстати, он тоже из «приезжих».
«Этот дом был через дорогу от нашей территории, в восьмидесятых его просто перевезли на грузовике сюда – дом был бесплатный – только отвезти надо было, а у центра О’Нила как раз и денег не было – вот видите – человек рядом с домом бродит, улыбается», - говорит Джилл Мориц.

Бен Ялом, режиссер Я ту один сейчас живу, по ночам страшновато. А так - преподаю актерское мастерство. Я сам – с западного побережья, у меня своя театральная компания в Савн Франциско, конечно такого центра как этот у нас нет, хотел бы я здесь оказаться, когда был студентом.

Так что для организации успешного театрального центра иногда довольно одного энтузиазма – история, в которую русским очень трудно поверить. Еще из «истории»: основали Коннектикут голландские мореплаватели и английские пуритане – одни из первых, заявивших о самоуправлении своих городов в Америке. Независимость мышления до сих пор считается одной из главных черт жителей штата – тут и биографию самого Юджина О’Нила можно вспомнить, и героев его пьес или просто посмотреть на тех, кто устроил центр его имени на этой земле.