26.10.2010 | 16:43

XXIX Антикварный салон: тенденции и настроения

В Центральном Доме Художника в 29-й раз проходит Российский антикварный салон. После того, как в течение нескольких лет рынок отходил от глобальных финансовых потрясений 2008 года, нынешней осенью оптимизм вернулся к антикварам и арт-дилерам.

Перемена в настроениях не могла не сказаться на количестве участников: вновь, как и в докризисные времена, в Салоне участвуют более 200 галерей, занято все выставочное пространство ЦДХ. При этом сильнее, чем раньше бросается в глаза различие в экспозициях второго и третьего этажа: исторически престижный второй этаж год от года выглядит все более респектабельно. Третий этаж в этом году напоминает, скорее, блошиный рынок какого-нибудь заштатного европейского городка, хотя любители старины могут найти и там что-то интересное для себя.

Очень интересны в этом году специальные, некоммерческие проекты Салона, один из них посвящен творчеству Николая Крымова. В рамках этой экспозиции посетители могут познакомиться с той стороной жизни художника, которая, как правило, скрыта от посторонних глаз – это этюды и эскизы к картинам, а также просто наброски, сделанные с помощью подручных средств на клочках бумаги, пригласительных билетах и папиросных коробках.
Другой проект, «Императорские сокровища из частных коллекций», знакомит с живописью и графикой, которые хранились в личных коллекциях императоров и великих князей.

В качестве основной тенденции рынка практически все антиквары называют смену приоритетов у покупателей. Еще не так давно отечественных клиентов интересовали, в первую очередь, имена, а качество живописи было не настолько важно. Теперь же взыскательный клиент заинтересован в работах первого ряда. Антиквары стараются удовлетворить спрос.

Одной из наиболее заметных картин на Салоне, бесспорно, является «Охота на медведя зимой» (1879) кисти Василия Перова. Эта картина была выставлена 1 декабря 2009 года на торги аукционного дома Christie’s под названием «Охота на кабана» (Hunting for boar), где ее и приобрел нынешний владелец. За прошедший год была проведена серьезная исследовательская работа, в результате которой выяснилось что экспертами аукционного дома название было дано ошибочно: удалось отыскать дореволюционную газету с репродукцией этой картины и описанием способа охоты «употребляемого северными охотниками». Более того, оказалось, что в одном из охотников Перов изобразил себя. И цена картины увеличилась на порядок.

Одна из московских галерей, традиционно известная своими безупречными коллекциями живописи и бронзы советского периода, представила на Салоне работы классиков отечественного искусства. Среди прекрасных работ Василия Поленова, Владимира Маковского и Исаака Левитана выделяется картина Константина Коровина – пейзаж с видом ночного Гурзуфа, написанный в 1911 году, в период расцвета художника. Наиболее влиятельные российские эксперты признали эту работу достойной ведущих музейных собраний.

Еще один тренд нынешней осени - старые мастера, художники XVI - XVIII веков. С одной стороны, произведения мастеров первого уровня признаны наиболее надежным вложением, не подвержены финансовым кризисам и прошли проверку временем. С другой – специалистов по европейской живописи в России практически нет и большое количество западноевропейских художников не известны широкому кругу российских почитателей живописи. Исторически сложилось так, что российские коллекционеры крайне осторожно подходили к приобретению подобных работ. Недаром антиквары, специализирующиеся на работах старых мастеров, в первую очередь говорят об инвестиционной привлекательности: за последний год стоимость многих произведений возросла вдвое.

Читайте также:

В Москве открылся XXIX Российский антикварный салон

Антикварный салон в 29-й раз открылся в Москве