27.10.2010 | 10:01

Выставка работ фотографа Гарри Груйера

Бельгийца Гарри Груйера называют наследником фламандской живописной школы… в фотографии. Семидесятилетний классик цветной светописи приехал в Москву на вернисаж своей выставки. Источником вдохновения для серии снимков «Берега» стала линия горизонта, запечатленная мастером в разных концах света. Рассказывают«Новости культуры».


 

Гарри Груйер в Москве четвертый раз. Приезжал поработать в 89-м, затем в 2009-м. В 2008-м вместе с другими фотографами агентства «Магнум» выставлялся в рамках Московской фотобиеннале. Были на той выставке и фотографии из цикла «Берега». Но другие. «Берега» - обширный незакрытый проект, возможно, сквозная тема творчества Гарри Груйера. В 2003-м он готовил выставку для фестиваля во французском городе Арль, пересмотрел портфолио, и понял – похоже, он многие годы одержим береговой полосой.

«Может быть, дело в том, что я фламандец, и как-то исподволь впитал эту пейзажную эстетику: низкое небо, облака, неспокойная вода, корабли, шторм и туман, ускользающий свет. Боюсь, голубое небо и яркий солнечный свет совсем меня не интересуют», - отмечает Гарри Груйер.

Берега вдохновили его на выставку и книгу, потом еще на одну выставку и еще одну книгу. Две недели назад самолет Груйера никак не мог вылететь из Испании по погодным условиям. На радость фотографу - он увлеченно снимал неспокойное осеннее море. Значит, из этой медитации он выходить не планирует. Горизонт – граница воды и неба – нить, по которой Груйер может любого увести в мир, где ничего от журнализма и репортажности. Все – играющий свет и поэзия.

Гарри Груйер – признанный мастер цветной фотографии – большой знаток кино и живописи. Там и ищет сюжеты: и это не только фламандцы, но и итальянские метафизики: из знаменитого вида берега реки Сома так и выглядывает де Кирико. Что касается техники: Груйер много лет фотографировал на пленку, для печати использовал технику «сибахром». Сегодня жалуется: любимую пленку сняли с производства, пришлось на цифру перейти. Но принцип не изменился: постпродакшн, цветокоррекция, пигментная печать - важные этапы творчества.

«Цвет для него – не пятно, как для многих молодых фотохудожников, которые стремятся всю радугу в одну фотографию вместить. А здесь почти монхромная, строгая цветовая палитра. Это и есть мастерство», - говорит председатель Союза фотохудожников России Андрей Баскаков.

Все эти снимки - авторская выборка Марии Бурасовской. Выставкой Груйера она открывает новое помещение галереи «Глаз». Выпорхнув восемь лет назад из под крыла Московского дома фотографии, теперь она планирует пустить корни в фабричном корпусе на Малой Ордынке.

«Я сюда заглянула, здесь, будто бомбу взорвало, такой был кубик с голубой плиточкой, крайне несчастное, странное помещение», - вспоминает галерист и куратор выставки Мария Бурасовская.

Толковый архитектор под плиточкой обнаружил индустриальный краснокирпичный шик и приспособил бывший цех халвы к экспозиционным целям. По соседству с эти адресом обнаружились фотошкола и пара фотостудий. Похоже, на карте Москвы кристаллизуется новое фотокомьюнити.