28.10.2010 | 12:08

Реставрационные мастерские Петербургской Академии художеств готовятся отметить юбилей

Реставрационные мастерские Петербургской Академии художеств готовятся отметить юбилей. Они были основаны в 1971 году, как отделение факультета живописи. Начинающие художники набираются мастерства, спасая произведения из провинциальных собраний. Особенно тесно здесь сотрудничают с Псковским музеем-заповедником. За минувшие годы студенты Академии восстановили около полусотни шедевров древнерусской живописи. Рассказывают «Новости культуры».

 

 

Хранитель древнерусской живописи в Псковском музее Ольга Васильева приехала в Петербург, чтобы проверить шедевры из вверенного ей фонда. Иконы привозят в Петербургскую академию художеств зачастую в аварийном состоянии. Первым делом нужно провести консервацию. Даже этот начальный этап – очень ответственный. Среди Псковских Вещей, которые приводят в порядок студенты-реставраторы, много шедевров. Неатрибутированный пока «Апостол» из храма Успения с Пароменья, это XV век. «Вход в Иерусалим» - икона написана в XVI веке, происходит из церкви Николы с Усохи, второго по значению храма Пскова. Эти вещи уже расчищены от поздних записей, «раскрыты», как говорят профессионалы. Сейчас студенты пятого курса реставрируют икону Житие Святой Екатерины.
«По этой иконе видно, как в XVI веке во Псков проникает такая новая волна московской стилистики», - рассказывает Юрий Бобров, проректор по научной работе Петербургской Академии Художеств.
На этапе раскрытия происходят интереснейшие вещи. Проявляются надписи на свитках, неожиданные или наоборот ожидаемые детали. Икона XVI века была записана в XIX веке. Фигура справа атрибутировалась как пророк Даниил – этому соответствовала и подпись, и иконография. Так вот, после того, как студенты-реставраторы расчистили эту замечательную вещь, оказалось, что справа изображена Богоматерь. Причем, сюжет очень редкий. Богоматерь в короне, в царских одеждах, с крыльями. Она одновременно является и Софией – премудростью Божией. Таким образом, поменялся и сюжет иконы, и ее название.
В будущем году исполняется сорок лет со дня основания в Петербургской академии художеств (тогда это был институт Репина) отделения реставрации. И сразу же из Пскова сюда стали прибывать иконы. Сотрудничество оказалось очень плодотворным.
«Такие работы, конечно, неинтересны высокопрофессиональным, аттестованным реставраторам, но, к счастью, в курсе обучения студентов – это обязательная стадия обучения, связанная с конферционной деятельностью, и для музея это находка», - говорит Ольга Васильева.
У вуза есть лицензия на реставрацию подлинников – студенты работают под руководством опытных мастеров. Проректор по научной работе Юрий Бобров говорит - только так можно готовить профессионалов. Научиться сложнейшему ремеслу на своих собственных этюдах нельзя.
«Реставраторов, на самом деле, очень мало – их всего несколько тысяч в стране. И очень небольшая часть имеет специальное образование, так что это, в общем, мы вкладываем в будущее, в сохранение нашей культуры, для будущих поколений».
За 40 лет студенты отреставрировали 130 икон из Псковского музея. В последнее время в Петербург стали привозить и образцы древнерусской живописи из Вологды. Там, как и во многих провинциальных музеях, нет должных условий для хранения таких экспонатов, а в музейном штате всего два реставратора.