28.10.2010 | 13:57

Рисунки русских художников в Третьяковке

Одной из древнейших и наиболее изысканных изобразительных техник - карандашному рисунку - посвящена выставка, открывающаяся сегодня в Государственной Третьяковской галерее. Экспозиция, включившая более 250 произведений, представляет зрителям работы от Ореста Кипренского до Казимира Малевича.

Без карандаша не обходится ни один художник. Само слово "карандаш" произошло от тюркского "kara tash" - черный камень. Способность "быстрого реагирования", портативность и мобильность дают ему преимущество перед другими техниками и инструментами. Неразлучный спутник художника - карандаш - фиксирует рождение замысла и этапы его дальнейшего формирования. В то же время рисунок существует как самостоятельный вид искусства, имеющий свой язык, свои специфические законы и свою историю.

У карандаша множество разновидностей - серебряный, свинцовый, графитный, итальянский, восковой, цветной, литографский и другие, а также широкий круг родственных материалов, работа которыми объединяется понятием "сухих рисовальных" техник - уголь, сангина, соус. К тому же каждая эпоха выбирала свои приемы. К примеру, классицизм ценил строгую красоту линейного рисунка, романтизм - живописность штриха и контрастные сопоставления, художники-передвижники воспринимали карандаш как "скромного труженика", эпоха модерна возвратила самодостаточность линии и придала эстетическую ценность самому процессу рисования.

Третьяковская галерея обладает уникальным собранием рисунков русских художников, которое достаточно полно и разнообразно отражает развитие этого вида изобразительного искусства в России. К бесспорным шедеврам принадлежат демонстрирующиеся в нынешней экспозиции работы Кипренского, Венецианова, Брюллова, Федотова, Саврасова, Шишкина, Репина, Серова, Врубеля, Сомова, Малявина, Малевича.

Выставка рисунка в Третьяковке продлится до весны и завершится лишь 17 апреля. Она позволит знатокам и любителям изобразительного искусства не только обогатить познания в области художественного творчества, но и получить истинное эстетическое наслаждение.