29.10.2010 | 19:40

Роман Виктюк признался в любви кумирам и учителям

Театр Романа Виктюка открыл сезон хорошо забытой старой пьесой. Трагикомедию «Король Арлекин» австрийский драматург Рудольф Лотар написал в 1910 году, а семь лет спустя ее поставил Александр Таиров. Впрочем, история об актере, который заменил на троне убитого короля, прозвучала в год Октябрьской революции более чем сомнительно, и вскоре спектакль был запрещен. Спустя девяносто лет притча о власти и лицедействе привлекла внимание Романа Виктюка. Режиссер интерпретирует ее с учетом всего политического и культурного опыта ХХ века. Рассказывают «Новости культуры».

«Король Арлекин» для человека, связавшего свою жизнь с театром, не пьеса, а настоящий подарок. Предназначение актера она толкует чрезвычайно лестно. Актеру все прощается, даже убийство. Ведь он, как настоящий супергерой, и агрессия с его стороны – это даже как-то стильно, считает Роман Виктюк. Тем более, что вокруг такая гадость – «гибель богов», придворные интриги и моральное разложение.

Кажется, мало что отличает Романа Виктюка от людей эпохи двух мировых войн, которой принадлежал не только драматург Рудольф Лотар, но и, например, Вагнер. Виктюк искренне обожествляет искусство, физическую красоту и силу. Специально для этого спектакля артисты освоили ходули на пружинах-jollyjumpers. Металлические конструкции только в первом действии притворяются пушками, а во втором используются по назначению. Чтобы показать, кто здесь выше. У тех, кто выше, есть одна проблема – самоопределение.

«И ведь чаще всего этот вопрос задают любимые женщины, от которых все у тебя внутри обмирает или наоборот возрождается, а они говорят: "Ага! Вижу взгляд профессионального соблазнителя"», – говорит заслуженный артист России Дмитрий Бозин.

Актеры Романа Виктюка способны на многое: пантомима, хореография, акробатика. Физика сценического существования – их конек. Двигаться им велено по направлению к Пине Бауш. Фотография создательницы Танцтеатра украшает сцену на протяжении всего спектакля, актрисы одеты в платья, напоминающие костюмы Пины Бауш из «Кафе Мюллер». Оттуда же – неоновая вывеска «Кафе» и хореографический зачин с разбрасыванием стульев. Нельзя сказать, что это проясняет режиссерскую трактовку пьесы «Король Арлекин». Впрочем, сделано это не для ясности, а чтобы признаться в любви кумирам и учителям, говорит Роман Виктюк, посвятивший своего «Короля Арлекина» Пине Бауш и Александру Таирову. 

Заразиться горячей верой Романа Виктюка в театр можно сегодня, в его день рождения. Так как легендарный клуб Русакова, занимаемый Виктюком, все никак не дождется реконструкции, премьера «Короля Арлекина» состоится на сцене Театра имени Моссовета.

Читайте также:
Театр Романа Виктюка представляет «Короля-Арлекина»