29.10.2010 | 23:30

Интеллектуальная анимация на фестивале "Linoleum"

Интеллектуальная анимация для широкой аудитории – почти невозможная высота, заданная современным кинематографом. Между тем, этот новый жанр рождается буквально на наших глазах. В Москве открылся Международный фестиваль актуальной анимации и медиа-искусств «Linoleum-2010». Использование новых технологий объединяет все представленные здесь работы.  В конкурсе этого года – 92 фильма. Члены жюри заранее просмотрели работы и на торжественной церемонии открытия фестиваля объявили имена лауреатов. Рассказывают «Новости культуры».

Председатель конкурсного жюри фестиваля «Linoleum» Михаил Алдашин – продолжатель традиций русской мультипликации. Видеоарт для него – только подделка под искусство, а вот нетрадиционная анимация – совсем другое дело.

«Нетрадиционное кино делают буквально сто лет в обед. Еще на заре анимации уже делали экспериментальную анимацию, нефигуративную, абстрактную. На самом деле экстремальная анимация – это когда плохо сделано. Тогда это шок. А хорошее кино – это всегда хорошее кино. Это как еда. Вы же не спрашиваете, из чего это приготовлено, когда едите. Просто – вкусно или невкусно», – поясняет председатель жюри.

В программе юбилейного «Linoleum» – 110 работ, из них больше 80 сняты за рубежом. Молодые российские режиссеры к альтернативной анимации пока относятся с опаской и сразу предупреждают: их фильмы – испытание для ваших чувств.

«Рассказывать трудно, потому что это абстрактная анимация. Если не любите свои глаза и уши, то это для вас. Если любите, то лучше мультфильмы посмотрите», – говорит участник конкурса Алексей Дмитриев.

Большое жюри уже вынесло свой вердикт. Награду в виде таблетки – тема фестиваля в этом году звучит как «Полное исцеление» – получил итальянский аниматор и художник по кличке Блю, который работает с целой командой единомышленников. Их творение называется «Большой взрыв, полный бум». Фильм был снят во дворе заброшенного здания в технике стоп-моушн, или покадровой анимации. В этой работе фактически изложена авторская версия происхождения Вселенной.

Вообще программа юбилейного смотра необычайно сильна. Здесь представлены уже признанные мастера альтернативной анимации, как, например, американец Эрик Дайер с феерической абстракцией «Парад мехов» и бельгиец по имени Филипп Грамматикопулос – его мрачная антиутопия «Животы» удостоилась второй премии. Только после просмотра конкурсных работ возможно понять, какой большой путь прошел «Linoleum» за пять лет.

«Конечно, начиналось все как андеграундное мероприятие для людей, интересующихся альтернативной анимацией. Сейчас мы хотим показать эту анимацию уже современной публике, интересующейся публике», – подчеркивает создатель фестиваля  Михаил Царев.

 У «Linoleum» наполеоновские планы. Возможно, в ближайшие годы будут изданы антологии лучших фильмов, а также проведены аналогичные фестивали в других городах. Говоря о своей миссии, организаторы смотра любят повторять: «Мы не продвигаем нетрадиционное, а просто раздвигаем рамки традиционного».